Смотреть что такое "VI век" в других словарях. VI век в Грузии Хронология важнейших событий мировой истории

Разорение и упадок культурных традиций античного мира. Одновременно в этом веке на всем пространстве бывшей Римской империи воцаряется хаос. Черты упадка проявляются во всех областях жизни: утрачивается стремление к образованности. Наступает время усиления христианской ортодоксии. Практически исчезают центры, где можно было получить высшее образование.

Начало формирования на территории бывших римских провинций в Европе «варварских государств – остготов и лангобардов в Италии, вестготов в Испании, англо-саксов в Британии . Отличие этих новых государств как от Рима, так и от традиционных родо-племенных обычаев и традиций. Единство этого конгломерата различных государств состояло в том, что все они вышли из римского мира и в связи с этим были интегрированы, в той или иной мере в латинскую культуру. что проявлялось в усвоении латинского языка, норм римского права и приобщении.к широко распространившемуся, к этому времени в римской империи христианству.Процесс этот был длителен и сложен и продолжался. на всем протяжении раннего средневековья. Одновременно с этим, в этом веке на всем пространстве бывшей Римской империи воцаряется хаос.

Начало славянской экспансии

Бенедикт Нурсийский - устав, который был положен в основу монастырской жизни католической церкви. Согласно этому уставу, бедность была личным обетом монаха и распространялась на весь монастырь, орден или иную организацию. День монаха был тщательно расписан между молитвой, физическим трудом и чтением Писания, переписыванием религиозных текстов. Этот устав иногда называют “первым трудовым законодательством Европы” 73 .

Хлодвиг (династия Меровингов) – король франков, при котором они подчиняют себе всю Галлию. Хлодвиг сохранил римскую администрацию, но управлял по франкским законам («Салическая правда» 74). Принял ортодоксальное христианство, но обладал такой же властью над епископами, как и императоры Византии.

Повсеместно в Италии, Галлии, Испании наблюдается утрата связи с античной культурной традицией. Она сохраняется лишь в некоторых монастырях. В них с VIвека начинают вести запись событий по годам - «Аналы» (послеXIII-XIXвв. их сменят «Хроники»).

Смерть Теодориха ,получившего титул«Великий». В Италии смуты, восстания местного населения против власти остготов.

Византийский император Юстиниан 1 стремится подчинить себе Италию.

493,499,

Вторжения славян в пределы Восточной римской империи.

Славяне и Европа

Рубеж 5-6 веков – время начала соприкосновения с Римской империей славян, которое делится на два периода и продолжается вплоть до 10 века. Весь 6 век проходит под знаком давления славян на Византию. В этот период вторжения славян в пределы Римской империи по своим последствиям было равнозначно вторжению германских племен. В этот период на рубежах Византийской империи и вокруг Константинополя строятся оборонительные сооружения, отделяющие ее от земель, заселенных славянами, но это не останавливает их натиска. В этом веке славяне осуществляют прорыв на Дунае и проникают на Балканский полуостров в Македонию, Истрию, Далмацию, занимают часть Греции.

В 6-8 веках восточные славяне проникают в южно-русские степи, выходят к Дону, колонизируют междуречье Волги и Оки , подходят к Ладожскому озеру, Неве, Нарве. Коренное население этих областей: тюркские, финно-угорские, прибалтийские племена, - ассимилируются восточными славянами и привносят в их образ жизни свой духовно-культурный вклад.

До первых веков нашей эры славяне были единым целым. К 6 веку они разделились на три части : венедов(обитавших к северо-востоку от Карпат в верховьях р. Вислы) , склавинов (обитавших к Западу от р. Днестр и в Прикарпатье) и антов (живших между Днестром и Днепром и к северу от Азовского моря).

Позднее на основе этих племенных групп о формились западные и восточные славяне. Ядро западных славян составили склавины и венеды , восточных анты. Анты исчезают с исторической арены к концу 6 века. Никаких упоминаний о восточных славянах в источниках вплоть до 9 века нет. Однако развитие восточных славян не прерывалось, анты были лишь частью восточно-славянских племен.

К концу 6 века руководящая роль у восточных славян переходит в росам (русам ). Первое упоминание о них относится к 6 веку. Обитали они в Приднестровье в бассейне р. Роси . В 6-7 веках имя «русы» вытесняет другие племенные названия и распространяется на всю территорию лесостепной полосы Восточной Европы, заселенную славянскими племенами.

В 6-8 веках восточные славяне проникают в южно-русские степи и Нарве.

В «Повести временных лет» упоминаются 13 восточнославянских племен:

1. Поляне (русь) - р-н г. Киева;

2. Северяне к востоку от полян в бассейнах рек Десны, Сейма, Суры, Св. Донца;

3.Уличи – южнее полян в Междуречье Днепра и Буга;

4. Д ревляне – западнее полян в припятском Полесье;

5. Дулебы (волыняне) – еще западнее на Волыни и Галицкой земле;

6. Хорваты – крайние на Западе, Закарпатье;

7. Тверцы от Днестра до нижнего течения Дуная;

8. Дреговичи – на севере от древлян и полян по р. Сожу;

9. Родимичи – восточнее дреговичей;

10. Вятичи – восточнее дреговичей в глухих лесах по р. Оке и далее; 11. Кривичи – в северных областях восточнославянской территории в верховьях Днепра, Волги, Зап. Двины;

12. Полочане – по р. Двине;

13. Словены бассейн р. Двины, Волхова, Ильмень озера.

Описание этнического облика русов сохранилось в текстах в византийских и арабских текстах 6-10 веков.

Христианизация восточных славян начинается после их проникновения на Балканский полуостров и захвата греческих территорий и установления достаточно тесных контактов с Византией. Они осуществлялись посредством постоянных торговых связей с Византией и Востоком, а также благодаря службе славянских дружинников в византийских войсках, где они отличались высоким уровнем военного искусства, храбростью, мужеством и жестокостью. Активный характер она приобретает в 9 веке при византийском патриархе Фотии. К этому времени постоянные конфликты Византии и славянских племен сменяются стремлением Византийских императоров установитьславян к колонизации незаселенных территорий греческого мира, отношения взаимовыгодного сотрудничества и даже привлечь. В этот период славяне проникают не только в северную, но и в среднюю и южную Грецию, на Крит и Юг Италии. В середине 8 века в текстах средневековой Европы Македония именуется «Склавинией», а юг Пелопоннеса «Славянской землей» (slavinia terra) 75 .

В 9 веке – синхронно для западных и восточных славян начинается христианизация славянского мира . В 863 году, под патронажем Фотия была осуществлена миссия «первоучителей» славян византийских монахов Кирилла (Константина) и Мефодия в Великую Моравию. Ими была создана славянская грамота и переведены на славянский язык ряд священнослужебных книг. В 865 году было осуществлено крещение Болгарии .

В 864-866 Первое крещение Руси .

В 869 – керещение сербов

В 7-8 вв . основным занятием славян было примитивное (подсечное) земледелие. Повсеместно развито ремесло (производство с/х орудий, оружия, столярных изделий). В 9 в. появляются на территориях, заселенных славянскими племенами, города с постоянным населением, состоявшем в основном из купцов, ремесленников, дружинников князя (Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов, Изборск, Ладога, Любеч, Муром, Смоленск). В 9-12 веках оформляются два древнейших государственных центра восточных славян: Киевская Русь куява ) славянских племен среднего Приднестровья – полян, северян, вятичей) с центром в Киеве и Новгородская Русь (ее ядром стал политический союз (славия), в него вошли племена чудь, словене, меря, кривичи) с центром в Новгороде.

Закрытие Платоновской академии.

Византийский полководец Велизарий высаживается в Италии.

Захват Рима Велизарием.

Остготы во главе с королем Тотилой изгоняют византийцев из Рима и отвоевывают большую часть Италии, Сицилию, Сардинию и Корсику.

Византийский полководец Нерсес разбивает войска Тотилы.

538 -594

Григорий Турский – епископ г. Тура в своей «Истории франков» сожалеет об утрате античного наследия в результате того,что изучение свободных искусств пришло в упадок, или, скорее, совершенно исчезло в городах Галлии. Традиция перестала с этого момента быть живым опытом, оставаясь прекрасным воспоминанием. За этими словами сожаления образованного христианского мыслителя стоит осознание того очевидного факта, что наступило время упадка культуры раннего Средневековья, которое сопровождалось уходом культуры в монастыри.

Григорий I (Великий ) – папа римский. Идеолог ортодоксального христианства .Стремился к расширению влияния христианской церкви на всю Европу. Провозгласил папу высшим судьей над любыми делами. Обратил в христианство лангобардов. Приобщил к Риму территории, ставшие затем основой «Папской области». С горечью писал об утрате «римского порядка»: «Повсюду мы видим войну, Повсюду слышим стенания. Наши города разрушены Наши деревни стоят пустые». Вместе с тем в своих богословских сочинениях и действиях в качестве верховного иерарха церкви решительно выступал против использования в монастырских школах памятников и опыта античной культуры. Так в письме к одному из епископов (600) он писал: «Нам так много хорошего говорили о ваших занятиях, и в сердце нашем поэтому родилась столь великая радость…Но потом дошло до нас, о чем мы не можем вспомнить без стыда, а именно, что ты обучаешь какой-то грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы чувствуем великое презрение, произвело на нас очень тяжелое впечатление, так что все то, о чем я говорил выше, обратило меня в горе и печаль… если вы докажете ясно, что все рассказанное о вас ложно, что вы не занимаетесь вздорными светскими науками, то мы будем прославлять Господа нашего, который не допустил оскверниться устам вашим богохульственною хвалою такого, о чем нельзя и молвить…» 76 .

Италия полностью завоевана Византией.

Нападение славян на Константинополь.

Остготы частично истреблены, частично изгнаны из Италии.

Завоевание большей части Италии восточно-германскими племенами лангобардов (они в наименьшей степени, чем другие германские племена подверглись романизации. Их называли народом «еще более диким, чем все остальные дикие германцы»)

Окончательное разрушение римского порядка, еще сохранявшегося готскими правителями.

УпадокИталии. Гибель и разрушение городов: население Рима сократилось с миллиона до 50 тыс. человек. В городе стали сеять хлеб. Милан был снесен до основания. Неаполь разграблен,Кампанья – житница Италии – превратилась в пустыню. Резко сократилось население Италии.

Король вестготов Реккард , исповедовавший арианство, принимает католичество и приказывает сжечь все арианские книги. В Испании наступает период строжайшей христианской ортодоксии.

Римские обычаи на территории бывших провинций римской империи еще сохраняются хотя и в христианизированной форме.В городах Галлии они фактически исчезают. Умирает эпоха великих христианских теологов и философов христианской античности. Постепенно утрачивается интерес к античной традиции, которые возродится только в VII веке. В VI веке окончательно утверждается христианская ортодоксия.

VI - VII

Заселениеславянами Балкан.

VI VIII

Вестготское королевство в Испании .В нем была сохранена римская административная система. Образование. Короли пользовались абсолютной властью, они издавали законы и собирали налоги. Власть короля была приоритетной и по отношению к власти церкви. В городах и епископских центрах сохранились школы, в которых изучались наряду с богословием и правом «свободные искусства». В VI веке на смену распространенному арианству пришло католичество.

Хронология важнейших событий мировой истории

–С древнейших времен по VI век до нашей эры–

VIII - III тысячелетия до н.э. Неолит, период перехода от присва­ивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились; появились глиняная посуда, пряде­ние, ткачество.

V - первая половина IV тысячелетия до н.э. Первые земледельчес­кие общины, разложение первобытнообщинных отношений в Древнем Египте.

IV - III тысячелетия до н.э. Медный век. Преобладают орудия из камня, но появляются медные. Основные занятия населения - мотыжное земледелие, скотоводство, охота.

Конец IV тысячелетия до н.э. Объединение номов Древнего Египта в два крупных царства - Верхний Египет и Нижний Египет.

конец IV - качало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век. Распрост­ранение металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия. По­явление кочевого скотоводства и поливного земледелия, пись­менности, рабовладельческих цивилизаций. Сменился желез­ным веком, наступившим с распространением металлургии же­леза и изготовлением железных орудий и оружия

ок. 3200 - ок. 2800 до н.э. Раннее царство в Древнем Египте; прав­ление I и II династий. Объединение Египта в единое сильное централизованное государство.

ок. 2850 - ок. 2450 до н.э. Правление первой династии Ура в Шу­мере. Экономический подъем Шумера,

ок. 2800 - ок. 2250 до н.э. Древнее царство в Египте; правление III - VI династий. Расширение территории и политического влияния Египта. Построены три пирамиды в Гизе.

ок. 2800 - 1100 до н.э. Эгейская (крито-микенская) культура - культура Древней Греции эпохи бронзы. Выделяются географи­ческие варианты эгейской культуры: на Крите - минойская, в материковой Греции - элладская, на островах Эгейского мо­ря - кикладская культура,

ох. 2500 до н.э. Шумерский царь Эаннатум завоевывает Ур и Киш. 2316 - 2261 до н.э. Правление Саргона, царя Аккада. Завоевание Саргоном Вавилонии, Элама, Ассирии и части Сирии и объе­динение тем самым под властью одного правителя всей Месо­потамии и создание крупнейшей в Передней Азии Месопотам- ской державы с центром в Аккаде,

ок. 2300 - ох. 1700 Индская цивилизация в долине реки Инд.

ок. 2250 - ок. 2050 до н.э. Правление VII - X династий в Египте.Период внутренней раздробленности и упадка Египта,

ок. 2140 - ок. 2030 до н.э. Правление династии Ура приводит Шу- меро-Аккадское царство на наибольшую высоту его могущест­ва. В последующие 100 - 150 лет Шумеро-Аккадское царство приходит в упадок и шумеры как нация исчезают,

ок. 2050 - ок. 1750 до н.э. Среднее царство в Египте, правление XI - XVII династий. Объединение Египта и превращение его вновь в крупное и сильное государство,

ок. 2000 до н.э. Эллины (греки) - говорящий на индоевропейском языке народ - начинают миграцию с севера на территорию со­временной Греции. Родственные грекам индоевропейцы Еторга- ются с севера на Апеннинский полуостров,

ок. 2000 - ок. 1000 до н.э. Арийские племена с северо-запада про­сачиваются в Индию. 1894 - 1595 до н.э. Правление I Вавилонской, или Аморитской,

династии. Возвышение Вавилона. 1813 - 1781 до н.э. Правление ассирийского царя Шамши-Адада I. Ассирия завоевывает всю Верхнюю Месопотамию и превраща­ется в крупное переднеазиатское государство.

ок. 1800 - ок. 1300 Наивысший расцвет Троянского царства. За­кончился с пережитым Троей землетрясением (1300).

1792 - 1750 до н.э. Правление шестого царя I Вавилонской дина стии Хаммурапи, который объединил под властью Вавилон; всю Месопотамию, осуществил крупномасштабные программы гражданских реформ и строительства и учредил первый систе матический юридический кодекс. Расцвет Вавилона,

ок. 1742 до н. э. Вторжение касситов в Вавилонию,

ок. 1710 - ок. 1560 до н.э. Египет под властью гиксосов. Гиксосы познакомили египтян с колесницами на легких колесах (на спи­цах), запряженными лошадьми, ранее слабо известными в Египте.

ок. 1680 - ок. 1650 до н.э. Правление хеттского царя Лабарны. За­вершение объединения Хеттского царства.

1620 - 1590 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили I. Усиле­ние централизации в Хеттском царстве. Завоевание хеттами Ва­вилона (1595), способствовавшее окончательному утверждению касситских царей на вавилонском троне.

XVI - XV вв. до н.э. Период расцвета государства Митанни и со­здания сильной державы на территории Месопотамии. Митан- нийское влияние распространялось на значительную часть Ас­сирии и стало проникать в Малую Азию, Сирию, Финикию и даже Палестину.

~ 1595 - ок. 1155 до н.э . Правление касситов в Вавилоне. Регуляр­ное использование в военном деле и транспорте лошадей и му­лов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плу­га-сеялки, создание сети дорог, активизация внешней торговли,

ок. 1580 - 1085 до н.э. Период Нового царства в Египте. Правле­ние трех самых могущественных династий - XVIII, XIX и XX. Расцвет древнеегипетской цивилизации, ок. XV в. до н.э. Отпочкование праславянских племен от индоевро­пейского массива.

1490 - 1436 до н.э. Правление фараона Тутмоса III из XVIII дина­стии, одного из самых удачливых египетских завоевателей. В истории известен как первый полководец, осуществлявший на­ступление по заранее намеченному плану. В результате победо­носных походов Тутмоса III завоеваны Палестина и Сирия, земли Митанни к западу от Евфрата, в южном направлении - обширные области вплоть до четвертого порога Нила. Образо­валась грандиозная египетская держава, простиравшаяся с севе­ра на юг ка 3200 км. В зависимость от Египта попали Ливия, Ассирия, Вавилония, Хеттское царство и остров Крит, платив­шие ему дань.

ок. 1405 - 1367 до н.э. Правление фараона Аменхотепа 111 из XVIII династии. При нем могущество Египта достигло апогея, соору­жены храм Амона-Ра в Луксоре и заупокойный храм с огром­ными статуями Аменхотепа III - “колоссами Мемнона”.

ок. 1400 - ок. 1200 до н.э. Расцвет Микен, крупного центра ахей­ской культуры, столицы одного из ахейских государств.

ок. 1400 - 1027 до н.э. Древнекитайское государство Инь.

1380 - 1340 до н.э. Правление великого хеттского царя Суппилу- лиумы I, искушенного дипломата, способного полководца и дальновидного политика. Изгнал египтян из Сирии, завоевал Митанни, превратил Хеттское царство в могущественную воен­ную державу, простирающуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Палестины и от берегов Галиса до границ Ассирии и Вавилонии.

1368 - 1351 до н.э. Правление фараона Аменхотепа IV из XVIII ди­настии. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати, Аменхотеп IV выступил как религиозный рефор­матор, введя новый государственный монотеистический культ бога Атона, олицетворявшего солнечный диск. Сам принял имя Эхнатон, которое означало «угодный Атону».

1351 - 1342 до н.э. Правление фараона Тутанхамона из XVIII ди­настии. При нем отменены религиозные реформы Аменхотепа IV - Эхнатона. (Гробница Тутанхамона, раскопанная в 1922, открыла миру ценные памятники древнеегипетской культуры.)

ок. 1340 - 1305 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили II. Апо­гей военного могущества великой Хеттской державы.

1307 - 1208 до н.э. Период правления ассирийских царей Адад-не- рари I, Салманасара I и Тукульти-Нинурты I, при которых ас­сирийское государство достигает большого подъема и крупных внешнеполитических успехов.

1290 - 1224 до н.э. Правление фараона Рамсеса II из XIX динас­тии. В результате победоносных войн с хеттами восстановлена власть Египта в Палестине и Южной Сирии. Ведется большое храмовое и хозяйственное строительство.

ок. 1260 до н.э. На десятом году осады хитростью взята и разруше­на Троя - город на северо-западе Малой Азии. Закончилась де­сятилетняя Троянская война, которую вела против Трои коали­ция ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен. События этой войны дошли до нас благодаря гомеровской «Илиаде».

1225 - 1215 до н.э. Правление фараона Мернепта из XIX динас­тии. Именно при нем, вероятно, Моисей увел израильтян из Египта.

ок. 1200 до н.э. Израильтяне и филистимляне вторгаются в Ханаан (Палестину).

ок. 1200 до н.э. Дорийцы, одно из основных древнегреческих пле­мен, начинают перемещение из Северной и Средней Греции в юго-западные районы Пелопоннеса, а затем заселяют острова Родос, Крит и другие.

1198 - 1166 до н.э. Правление фараона Рамсеса III из XX динас­тии. Последний фараон, при котором Египет еще способен дать отпор вторжению племен ливийцев и «народов моря».

ок. 1190 до н.э. Под напором «народов моря» рухнула и навсегда прекратила свое существование Хеттская держава.

1155 до н.э. Эламский царь Кутир-Наххунте II захватил Вавило­нию. Расцвет могущества Элама, его власть простирается от Персидского залива на юге до области современного города Ха- мадан на севере.

1126 - 1105 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора I. Сокрушительная победа над Эламом (1115) приводит к сверже­нию господства эламитов над Вавилоном. Кратковременный расцвет Вавилонии.

1085 - 945 до н.э. Правление XXI династии в Египте. Все больше ливийцев, в основном бывших наемников, оседают в Египте. Некоторые знатные ливийцы занимают высокие жреческие и военные должности.

ок. 1030 до н.э. Саул становится царем Израиля.

1027 - 771 до н.э. Эпоха Западное Чжоу в Китае.

ок. 1013 - 974 до н.э. Правление Давида, царя Иудеи, а позже - всего Израильско-Иудейского царства. Проводил политику со­здания централизованной монархии. Завоевав Иерусалим, Да­вид сделал его своей столицей.X - VIII вв. до н.э. Период наивысшего расцвета Фригийского царства.

969 - 936 до н.э. Правление финикийского царя Ахирама (Хира­ма). Расцвет Тиро-Сидонского царства.

950 - 730 до н.э. Правление XXII (Ливийской) династии фараонов в Египте. Основатель - Шешонк I - один из ливийских вож­дей, захвативший царский престол. Неустойчивое внутреннее положение, сепаратизм номархов, ослабление центральной вла­сти. Нависающая угроза ассирийского нашествия.

ок. 900 - ок. 800 до н.э. На Апеннинский полуостров морем при­бывают этруски, вероятно, из Малой Азии.

883 - 824 до н.э. Правление ассирийских царей Ашшурнацирапа- ла II (до 859) и Салманасара III (после 859), при которых резко активизировалась захватническая внешняя политика Ассирии.

864 - 845 до н.э. Правление царя Араму, первого правителя объе­диненного Урарту.

825 до н.э. Финикийскими колонистами из города Тир основан Карфаген.

825 - 810 до н.э. Правление урартского царя Ишлуини. Отмечено активной деятельностью по укреплению единого государства.

817 - 730 до н.э. Правление XXIII династии фараонов в Египте. Основатель - Петубастис - один из номархов, не подчиняю­щихся фараонам XXII династии, объявил себя фараоном всего Египта. XXIII династия правила одновременно с XXII династи­ей, однако реальной власти в этот период не имела ни одна из них.

786 - 764 до н.э. Правление урартского царя Аргишти I. Зенит мо­гущества Урартского государства. Начало решающей схватки Урарту с Ассирией за господство в Передней Азии.

776 до н.э. Первые Олимпийские игры. (Устраивались в честь бога Зевса в Олимпии 1 раз в 4 года. Продолжались 5 дней. Отмене­ны в 394 н.э.)

770 - 256 до н.э. Эпоха Восточное Чжоу в Китае. Подъем китай­ской культуры (появление философских школ - конфуцианст­ва, фацзя, даосизма и др.).

753 - 715 до н.э. Правление Ромула, первого (согласно легенде) царя Рима. Вместе со своим братом-близнецом Ремом он осно­вал Рим (753 до н.э.).

745 - 727 до н.э. Правление ассирийского царя Тиглатпаласара III. В 734 он завоевывает Израиль, в 732 - Дамаск, а в 729 возла­гает на себя корону Вавилона, который остается под ассирий­ским игом почти непрерывно до 627 до н.э. Под властью Тиг­латпаласара III Ассирия достигает зенита своего могущества.

743 - 724 до н.э. Первая Мессенская война. Спартанцы захваты­вают Мессению. Побежденные должны отдавать Спарте поло­вину урожая.

735 - 713 до н.э. Правление урартского царя Русы I. Знаменова­лось ростом могущества Урарту, однако завершилось оконча­тельным и бесповоротным поражением Урарту от Ассирии (714) в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии.

730 - 715 до н.э. Правление XXIV династии фараонов в Египте (саисский князь Тефнахт). Объединение областей Дельты и Верхнего Египта.

722 - 705 до н.э. Правление ассирийского царя Саргона II. Асси­рия разгромила Израильское царство (722) и нанесла поражение Урарту (714), потеряла и вновь восстановила власть над Вави­лонией.

715 - 664 до н.э. Правление XXV (Эфиопской) династии фараонов в Египте. Полное объединение страны.

705 - 681 до н.э. Правление ассирийского царя Синнахериба. По­давление сопротивления покоренных Ассирией государств. Взят штурмом и разрушен Вавилон (689).

692 - 654 до н.э. Правление лидийского царя Гигеса. Начало рас­цвета Лидийского царства.

685 - 668 до н.э. Вторая Мессенская война - восстание мессенян под руководством Аристомена против господства Спарты. Вос­ставшие в союзе с некоторыми городами Аркадии наносят спартанцам ряд поражений. Однако Спарте удается разбить мессенян, которые превращаются в бесправных членов спар­танской общины - илотов.

681 - 669 до н.э. Правление ассирийского царя Асархадцона. Вос­становление ранее разрушенного Вавилона (679 - 678); войны против финикийских городов-государств Тира (676) и Сидона (671); превращение Египта в ассирийскую провинцию (671). Ассирийская держава простирается от первых порогов Нила до Закавказья, от Иранского плоскогорья до Анатолии, от Среди­земного моря до Персидского залива.672 до н.э. Изгнав ассирийцев с западной части своей территории, мидийцы создали независимое государство.

669 - ок. 633 до н.э . Правление ассирийского царя Ашшурбанипа- ла. Войны с Египтом, Эламом, Вавилонией в попытке удержать их под властью Ассирии. Окончательное отпадение Египта (около 655).

664 - 525 до н.э. Правление XXVI (Саисской) династии фараонов в Египте. Освобождение Египта от ига ассирийцев. Последний расцвет государственности и культуры Древнего Египта.

657- 627 до н.э. Тирания Кипсела в Коринфе. Экономический, политический и культурный расцвет Коринфа.

650 до н.э. Хуань-гун, правитель Ци, официально провозглашен ге­гемоном на Среднекитайской равнине. После его смерти (643) царство Ци лишилось положения гегемона.

636 - 628 до н.э. Правление Вэяь-гуна, царя Цзинь. Период наи­высшего могущества царства Цзинь, гегемона на Среднекитай­ской равнине.

632 до н.э. Афинский аристократ Килон, победитель на Олимпий­ских состязаниях, попытался установить в Афинах тиранию, но безуспешно (Килонова смута).

627 - 585 до н.э. Тирания Периандра в Коринфе. Продолжал по­литику отца - Кипсела, ликвидировал многие родовые пере­житки, организовал обширное строительство.

ок. 625 - 584 до н.э. Правление индийского царя Киаксара. В со­юзе с Вавилонией уничтожил ассирийскую державу (605), при­соединил к Мидии территории Маны, Урарту и восточную часть Малой Азии.

626 - 605 до н.э. Раздел Ассирийской державы между Вавилонией и Мидией. Ассирийская знать истреблена, города стерты с ли­ца земли, рядовое население рассеялось, смешалось с другими народами.

626 - 539 до н.э. Халдейская (Нововавилонская) держава в Вави­лонии.

621 до н.э. Появление первых письменных законов в Древней Гре­ции. Составитель - афинский архонт Драконт. Законы отлича­лись жестокостью (отсюда «драконовские законы», «драконов­ские меры»).

616 - 510 до н.э. Правление в Риме этрусских царей Тарквиниев613 - 591 до н.э. Правление Чжуан-вана, царя Чу, - первого ге­гемона на Среднекитайской равнине, не признающего верхов­ное главенство Чжоу.

612 до н.э. Ассирийская столица Ниневия разрушена, а ее жители вырезаны войсками вавилонского (халдейского) царя Набопа- ласара и мидийского царя Киаксара.

610 - 595 до н.э. Правление фараона Нехо II. Крупные работы по сооружению канала между Нилом и Красным морем. По при­казу Нехо финикийские моряки совершили беспримерное в ис­тории плавание вокруг Африки.

605 - 562 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора II. Захватил территорию Сирии и Палестины (605), совершил по­ход в Северную Аравию (598). Дважды разрушал восставший Иерусалим (597 и 587), ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называемая Вавилонская башня и висячие сады.

594 до н.э. Афинским архонтом избран Солон - поэт, военачаль­ник и государственный деятель. Солон проводит реформы, спо­собствующие ускорению ликвидации пережитков родового строя. Аннулированы все долги крестьян и долговое рабство.

ок. 590 до н.э . Первая «священная война» в Греции (за контроль над Дельфийским святилищем).

590 - 585 до н.э. Война между Лидией и Мидией, завершившаяся миром, на заключение которого повлияло полное солнечное за­тмение 28 мая 585, признанное дурным предзнаменованием (во время битвы обе стороны в ужасе побросали оружие).

578 - 534 до н.э. Правление шестого римского царя Сервия Тул­лия. Ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и все население Рима разделено на 5 разрядов по имущественному цензу.

562 - 546 до н.э. Правление лидийского царя Креза. Период внеш­неполитического расцвета Лидии; закончился военной катаст­рофой (546). Лидия вошла в состав Персидской державы в ка­честве одной из ее сатрапий.

560 - 527 до н.э. Правление (с перерывами) афинского тирана Пи- систрата. Провел реформы в интересах земледельцев и торгово- ремесленных слоев (раздача сельской бедноте земель, чеканка государственной монеты и др.), создал наемное войско, органи­зовал общественное строительство (рынок, водопровод, гавань Пирей, храмы и др.).

АРИ и мои статьи, взволновал нашу публику не на шутку. Это хорошо, очень хорошо, значит вопрос очень важен и мы нащупали основы. Оно в общем-то и понятно, с одной стороны вдалбливаемая модель мира, в которой «славяне», «славянство», «славянский язык», «славянская история» воспринимаются чуть ли не символами этничности, с другой, совершенно другая историческая реальность, которая даётся в моих работах, основанных на фактах – мы русские, потомки исторической руси и народов живших здесь. Наша история куда как богаче чем история славян появившихся на исторической арене только в 6 веке нашей эры. Более того, славяне скорее всего производное от наших прямых предков, - созданы ими. Об этих вещах нужно говорить, ибо чтобы обрести национальное самосознание, надо обращаться к реальным предкам, мы должны исходить из реальной, а не выдуманной истории. Отойти от истории официозной, которая придумана политтехнологами, чтобы оттеснить русский народ от древнего прошлого и обосновать свои политические заигрывания с другими народами.

Воссоздание реальной картины о наших предках сложное дело, ибо мы наверное встречаемся не только со случайным выпадением исторических свидетельств или ошибочным толкованием, а с преднамеренной фальсификацией нашей истории предпринятой могущественным и прозорливым недругом.

На этом пути меня ведут не только какие-то сведения и данные, ибо мало что нам оставили, но и интуиция. И наверное всё вместе позволило сделать то открытие, которым я хочу поделится с вами дорогие читатели и единомышленники. Открытие, думаю, знаменательное и фундаментальное, и я считаю необходимым сегодня его озвучить.

Обо всём по порядку. Для меня понятно, что сарматы являются тем народом, который мы можем, включая готов считать предками летописной руси , и впоследствии русского народ. И одно из ключевых доказательств, что есть предмет моего открытия, я хочу здесь привести. Пишу, называю сарматов и готов народами, хотя вполне возможно есть основание предположить существование готско-сарматского единства, ибо многое говорит за это. Прослеживается некая линия, что готы воспринимались как часть сарматов. Русский историк начала 18 века Татищев в своей « Истории Российской» пишет:

«Готфы, или готы, совершенно были сарматами, но где начало их, из Польши ли и Пруссии в Швецию или наоборот перешли, о том немалые прения между историками происходят, и для познания истины более трудности, нежели у нас потребности в том разобраться». (Ч1.23.F)

Римский историк 6 века Прокопий Кессарийский также делает вывод: В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды. В прежнее время, правда, они назывались савроматами и меланхленами. (Война с вандалами. II.2)

Однако сейчас речь не о том, чтобы выяснять соотносимость готов и сарматов. Главное, понятие сарматы масштабнее чем готская составляющая, возможно как великороссы и например казаки. В период исторического расцвета в 1-5 веках нашей эры, историческая Сарматия, по свидетельствам античных и раннесредневековых историков, размещалась на территории от нынешнего Гданьска, Венгрии и Днестра на Западе, до Волги и Урала на Востоке (точнее даже дальше), а с севера на юг протягивалась от Балтики до Чёрного моря и Кавказа. Фактически Сарматия соответствовала нынешним территориям России, Польши, Украины, Белоруси, Прибалтики и Молдавии. И в то же время с 3 века н. э., значительную часть Сарматии составляла держава готов, которые как свидетельствуют древние авторы выступали с сарматами совместно.

Римский историк IV в н.э., непосредственный участник военных действий века Аммиан Марцеллин в своей «Res Gestae» пишет: «…. сарматы и квады (готское племя. авт), племена-соседи, близкие между собой по обычаям и вооружению, соединившись, делают набеги..». Вместе с готами Алариха сарматы брали Рим в 410 году н. э.

Сарматы известны античному миру с глубокой древности и являются активными акторами политических событий древнего мира. Впервые из античных авторов о сарматах, под этим именем упомянул Геродот в V веке до н.э., описывая их участие в войне с персидским царём Дарием. Геродот располагает сарматов, называя их савроматами, севернее классических скифов Причерноморья. То есть, сарматы известны как минимум за тысячу лет до славян. Впоследствии сарматы стали доминировать на всей территории Скифии. Сарматия в начале новой эры представляла не только этническое понятие, а и географическое, её населяли разные народы. Птолемеей писавший около 160 года н.э. в своей «Географии» приводит, целый список племён населявших Сарматию. Одни из этих народов историки относят собственно к сарматским, другие нет. Но собственно стержнем Сарматии были, как понятно, сами сарматы. Хотя какие племена собственно были изначально сарматскими не совсем ясно. В древности, принято было применять к себе имя победителей. Поэтому понятие сарматы скорее всего было коллективным. Из-за этого впоследствии могли возникнуть спекуляции и поле для фальсификаций, когда понятия и имена народов несарматского корня, например покорённых тюрок, но выступающих под коллективным именем сарматов, приписывалось сарматам вообще (а потом пытались толковать как бы сарматские имена).

У древних авторов сарматские племена выступают и под общим именем - сарматы, а иногда под своими названиями – костобоки, роксоланы, асы, готы, бургунды и т.д. «Частью кочевники, частью занимаются земледелием» (Страбон. География).

В период Римской империи сарматы поступали на службу в римскую армию и в дружины германских королей. Группы западных сарматов расселялись в римских провинциях - на территории нынешних Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Франции, Италии, Великобритании. Считается, что история одной группы сарматских всадников поступивших на службу Риму и отправленных на британские острова послужило основой для сюжета о рыцарях Круглого стола короля Атура. Судя по всему, по интенсивному участию в различных войнах в качестве стороны, союзника или наёмника, обширной торговле и территории которую занимали сарматы и их сателлиты, а также археологических данных, численность их была не меньше нескольких миллионов.

Описывая сарматов Аммиан Марцеллин пишет: «Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если и не свиреп, то все-таки грозен…».

Важной характеристикой сарматов являлась роль женщины, которую ещё древние авторы выводят из истории происхождения сарматов. Геродот рассказывает легенду, согласно которой сарматы происходят от амазонок-воительниц, поэтому женщины наравне с мужчинами считаются воинами: «Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай». (Геродот. История Кн. IV.117)

Вообще о важной и даже исключительной роли женщины в сарматском обществе пишут все древние авторы. Они вообще пишут о том, что сарматы были женоуправляемым народом. Сарматские женщины возглавляли племена и исполняли жреческие функции. Сарматские женщины как отмечают современники наравне с мужчинами ездят верхом, охотятся, участвуют в битвах. Полагают, что среди сарматов род вёлся по материнской линии. Археологические данные вполне подтверждают это – много сарматских захоронений женщин с военным снаряжением, дротиками, луком, конной сбруей.

Это отразилось в огромном количестве, много тысяч сарматских каменных изваяний женщин, видимо родоначальниц. Они разбросаны по Украине и Югу России обозначая курганы где покоились прародительницы родов и в то же время эти изваяния могли служить обозначением территории того или иного рода.

Хотя как указано выше сарматы населяли то, что сейчас является современной территорией России, но стараниями историков-академиков они были исключены из состава предков русского народы, как и готы, о которых вообще «забыли». О подлинных причинах такого подхода и политическом заказе мы можем предполагать, это дело другого исследования, но аргументом служил тот факт что дескать сарматы «ираноязычные». Кто определил, что сарматы ираноязычные не известно, так как считается, что ни одного слова про которое точно известно, что оно принадлежит сарматскому языку не указано, кроме самого слова сарматы. А если исходить из скифского языка, который имеет иранские параллели, то как указано выше, по Геродоту язык у сарматов был несколько иным нежели скифский.

Как так получилось, что нам известна масса скифских слов досарматского периода, и не известен язык сарматов которые жили позже в эпоху фактически раннего средневековья? Это очень и очень большой и серьёзный вопрос. Возможно вопрос даже не исторический, а политтехнологический. Тем не менее, на сегодняшний день это некий официальный факт. А по языку мы моглы бы определить принадлежность. И в этой ситуации нам остаётся буквально разбирать те несколько слов которые мы знаем как доподлинно сарматские. Среди этих слов сам этноним сарматы.

Важный и серьёзный вопрос имени народа. Попытки расшифровать это название были. Приведу небольшой перечень версий. Слово сарматы переводили с древнегреческого «ящероглазые» . С осетинского: Сармат (Sarmat Sӕrmӕt) Сар-мат, в переводе с осетинского языка это - думающая, мыслящая голова , Сӕр (Sӕr) - голова; Мӕт (Мэт)-интерпретируется по разному (в зависимости от ситуации) это - мысль, дума, переживание о чем либо..). Производили и от слова сыромяты и т.д. И с иранского переводили и с тюркского, и с финноугорского, но ни через какой язык слово сарматы не понималось.

Но попробуем через русский. На самом деле, всё достаточно просто, в слове сарматы два слога сар и маты . Если мы исходим из версии что сарматы наши прямые предки, то и язык с большой долей вероятности должен быть понятен нам в базовых понятиях. Поэтому для меня было ясно, что второй слог - мат , - маты очень похож на современное слово мать . С учётом важной, а может и главенствующей роли женщины в сарматском обществе, это самое вероятное. Вопрос состоял в расшифровке первого слога. Как его только не расшифровывали, и сыро - как я уже упомянул и саер - голова и царь- и переводили с греческого и так далее. Однако смысла это особого не придавало.

Первый слог станет понятен, если мы используем опять же наши говоры. Для восстановления значения возьмём известный казачий кличь, когда они брали на абордаж суда - «сарынь на кичку». Этот клич означал - народ, толпа иди на нос судна . Так есть, слово сарынь означает народ. Отсюда, скорее всего это слово является производным от более древней формы сары , то есть народ и тогда сразу станет понятен смысл самоназвания сарматы. Сар, сары народ, люди, второй слог словы -маты, -мати, -мат, означает понятие мать матери . Отсюда сарматы - люди матери, народ матери . Действительно, а как ещё должны были называть себя люди, которые происходят от амазонок, женщин воительниц, которые были главами рода?

Ниже фото казаков-некрасовцев. В центре жрица в рогатой кичке

Кстати это слово - сары , сар сохранилось у некоторых народов, которые вышли из сарматского поля, в виде обращения уважаемому человеку – сэр , как у англичан или сир у французов.

Абсолютно подходит к этим данным о сарматах и рассказы об обрядах. У сарматов-аланов воины поклонялись мечу воткнутому в хворост. Согласно свидетельствам арабских источников русь также поклонялась мечу вонзённому в землю. Кстати и в легендах о Короле Артуре важную роль играет меч в камне – Кларент, вонзённый в скалу.

Так что, я считаю, вопрос с пониманием этнонима сарматы решён и абсолютно с помощью русского языка. Это моё открытие, автор его я, Владислав Карабанов, и тут я прошу читателей и пользователей в будущем не забывать этот факт и ссылаться на него. Для народа учёного специально скажу, - кто-то другой вокруг этого развёл бы пару монографий в миллион букв воды, чтобы подчеркнуть значимость. Но считаю для дела это лишнее – главное суть. Так получилось, что много современных идей, терминов было высказано у нас на АРИ, и как-то мы не особо акцентировали на авторстве, но тут глядишь темы используют, однако совсем забывают сослаться на нас. Вопрос не в честолюбии, а том, что от этого страдает дело.

Что даёт это открытие? На мой взгляд это ставить в определённом смысле точку в вопросе происхождения русского народа, в плане того, у кого он наследует свою историю. Понятно, что мы тот самый народ, потомки сарматов, нам понятно это самоназвание– народ матери , сохранившееся в глубинах нашего языка, единственного языка через который этот этноним стал ясен. Нас было много и сейчас много и мы продолжаем жить здесь, и наша история чётко прослеживается со времён до геродотовых. Понятно, что никуда миллионы сарматов жившие на территории нынешней России исчезнуть не могли, они продолжили свою жизнь уже как русь , русские . А что славяне, какое место здесь славян?

Теперь ещё пара слов о славянах.

Мы конечно продолжаем быть народом славянской группы, мы состоим в одной языковой семье, но надо понимать, между тем, что считается восточными славянами – потомками сарматов и готов и остальными - западными и южными славянами, в происхождении не стоит знак равенства.

В «Стратегиконе», императора Маврикия (582-602 гг.), содержатся сведения о местах обитания славян, согласующиеся с представлениями археологов по раннеславянским археологическим культурам: «Селятся в лесах или около рек, болот и озер - вообще в местах труднодоступных […] Реки их впадают в Дунай […] Владения славян и антов расположены сейчас же по рекам и соприкасаются между собой, так что между ними нет резкой границы. Вследствие того, что они покрыты лесами, или болотами или местами, поросшими камышом, то вообще часто бывает, что предпринимающие экспедиции против них, тотчас же на границе их владений принуждены остановиться, потому что все пространство перед ними непроходимо и покрыто дремучими лесами.»

Разве похожи наши предки на жителей дремучих лесов? Наоборот, попадая в эти леса под давлением новых кочевников с Востока, они создавали ландшафт знакомый им, выжигая леса для своих полей. Это известный факт. Неужели не смешны попытки историков-академиков засунуть наше прошлое в дунайские болота? Каким таким образом из болот могло возникнуть и перенестись на Средне-русскую равнину огромное государство Русь времён Рюриковичей? Никаким, если только если его там уже не было раньше. Если можно говорить о южных и западных славянах, то только о том, что они представлялись потомками народов ассимилированных сарматами и таким образом стали связанными с нами. То есть возможно получившими от сарматов язык и даже племенные названия.

Ясно одно, кто-то упорно менял, переписывал историю. Кому-то не нужна была настоящая история Руси, которая стала запретной.

Конечно, здесь только выдержки из моей книги над которой я работаю, и многие вопросы не отвеченный здесь я смогу осветить там. Но решил не ждать и некоторые вопросы осветить таким образом. Там вполне объясню и племенное имя аланов с помощью древнерусского языка и многие другие вопросы. Настало время.

Я конечно понимаю, что среди читателей найдутся люди, которые начнут критиковать мою позицию, ссылаясь и на то что каменные бабы эти «половецкие» и имена сарматских царей «иранские» и что потомки сарматов якобы осетины и тому подобное. Сразу скажу, все эти вопросы мне известны и на них давно есть вполне аргументированные ответы. Просто масштаб статьи не позволяет углубляться в отвлечённую полемику.

Владислав Карабанов


Ученые обнаружили в византийских хрониках за 536-540 годы нашей эры упоминания о закрытии Солнца "черным облаком". Это "затемнение", если верить хронисту Прокопию Кесарийскому и другим летописцам, продолжалось несколько месяцев. Именно с этим небесным явлением связывали прочие катаклизмы того времени, такие как неурожаи, голод, политические волнения и эпидемию Юстиниановой чумы.

Смерть "черная" и "красная"

Так называемая Юстинианова чума была первой в мире зарегистрированной чумной пандемией. Свое название она получила, так как началась при правлении византийского императора Юстиниана I и охватила практически весь цивилизованный мир. Впрочем, отдельные чумные эпидемии вспыхивали после этого еще на протяжении столетий — с 541 по 750 год.

Исследователи считают, что источник чумы появился в Эфиопии или Египте, откуда по торговым каналам вместе с грузом зерна в Константинополь "прибыли" зараженные инфекцией крысы и блохи. Оттуда эпидемия распространилась по всей Византии, а затем перекинулась на соседние страны… К концу 654 года она достигла Северной Африки, охватила всю Европу, Центральную и Южную Азию и Аравию.

В Византии пандемия достигла своего апогея к 544 году. Если верить хроникам, только в Константинополе ежедневно умирало от чумы до 5 тысяч человек, а порой смертность достигала 10 тысяч человек в день… Было уничтожено 40 процентов населения города.

На Востоке от чумы погибли около 100 миллионов человек, в Европе — около 25 миллионов. В ирландских источниках говорится о crom conaill ("Красной смерти"), ставшей в 549-550 годах причиной смерти многих святых и монархов. Так, именно от нее умерли валлийский король Гвинед Маэлгун и святой Финниан из Клонарда…

При желании пророчество об этих событиях можно отыскать и в Библии. Вот что говорится в девятой главе Откровения Иоанна Богослова:


"Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя…

Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера… От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей…"

Вулканический ужас

Что же произошло? Ученые считают, что причиной солнечного затемнения стали извержения вулканов, следы которых были обнаружены во льдах Гренландии и Антарктики.


"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года, — комментирует Крюгер. — Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонезии".

Предположительно вулканы выбросили в атмосферу большое количество пепла, что вызвало так называемую "вулканическую зиму". Нечто похожее, только локального масштаба, приключилось в 1815 году после взрыва индонезийской горы Тамбора.

Лед и сера

Крюгер и ее коллеги нашли подтверждение "вулканической" гипотезе, проанализировав летописи VI столетия и исследовав образцы гренландского и антарктического льда, сформировавшиеся в ту эпоху.

Оказалось, что эти ледяные фрагменты содержат серу и другие соединения, которые в большом количестве входят в состав вулканических газов и пепла. Таким образом ученым удалось построить климатическую модель, позволившую реконструировать события конца 530-х годов.

Выяснилось, что последствия климатического катаклизма были куда более серьезными, чем ожидалось. Совокупная сила извержений двух вулканов была максимальной за последние 1200 лет.

В результате средняя температура на Земле на несколько лет понизилась на два градуса Цельсия, но больше всего изменения климата затронули северное полушарие. Были "задеты" Скандинавия, побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северная Африка.

В эту теорию вполне вписываются и события, изложенные в хрониках, и данные раскопок на севере Европы и Африки. По мнению исследователей из группы Крюгер, "апокалипсис" шестого столетия был "спровоцирован" именно вулканами. И нет никаких гарантий, что это не повторится вновь…

Япония в хрониках Китая

Впервые древняя Япония упоминается в китайских исторических хрониках империи Хань 1 века н. э.. В этих письменах говорится, что древние представители Японии вадзин обитали на островах в Восточном море, были разделены на 100 небольших государств и периодически платили Китаю дань.

В «Книге Поздней Хань» уцелела заметка о делегации вана одной из японских стран На, которому в 57 году китайский император подарил золотую печатку.

В хрониках китайской империи Вэй «Предание о людях ва», датируемых третьим веком, говорится о 30 японских странах, из которых самой могущественной страной был Яматай. В письменах утверждается, правительница Яматай женщина-ван Химико имела большую власть благодаря использованию «чар для одурманивания людей». В 239 году Химико направила в Вэй делегацию с данью и китайский император наградил ее титулом «вана японцев, вторая Вэй» и сотней зеркал из бронзы. Из-за большого числа неопределенностей в упоминании о Яматай археологи с историками до сих пор не могут точно определить, где располагалась эта страна. Одни утверждают, что она находилась в районе Кинки, другие - на северной части острова Кюсю.

Япония 3 век

Государство Яматай было вынуждено войти в китаецентричную систему международных отношений Восточной Азии. В соответствии с этой схемой, сформированной в период царствования династии Хань, Китай начинал вести диалог с зарубежными правителями только если они признавали господство императора Китая и платили дань. В ответ китайский император оказывал иностранному предводителю политическую и военную поддержку и давал разрешение на торговлю с Китаем.

Хозяйство и общество

В китайских хрониках упоминается, что в 1-2 веке н. э. японцы выращивали просо, рис, коноплю. Они создавали холсты и шелк, добывали жемчуг и сапфиры.

Китайцы утверждают, что зимой можно было выращивать овощи, климат был теплый. В качестве оружия в основном использовали копья, стрелы с костяными наконечниками, щиты для защиты.

Мужчины наносили татуировки на тело и лицо, которые определяли их социальное положение.

Города были обнесены частоколом. Дома были разделены на отдельные помещения для мужчин и женщин, для молодых и стариков, также присутствовала общая комната. Отсутствовали столовые приборы, хотя посуда была. Японцы в большом количестве употребляли алкогольные напитки. Обувь не носили. Среди японцев было множество долгожителей, которые доживали до 100 лет. Количество женщин было большим, многие имели по 2-3 жены, богатые 4-5 жён. Мужская одежда состояла из горизонтальных отрезков ткани. Женщины обматывали голову своими волосами, в качестве косметики использовали киноварь. Воровство происходило редко. Преступника отдавали в рабство вместе с семьёй, за серьезные преступления убивали всю семью. Умершего не хоронили 10 дней, постились и оплакивали его. Перед морским плаванием один из членов команды корабля соблюдал пост, не мылся, не расчёсывал волосы, не разговаривал с женщинами. Если плавание проходило неудачно, этого человека убивали, так как считали, что все беды из-за того, что он плохо постился.

Ямато. Период кофун (Япония в 4-6 веках нашей эры)

Япония перестает упоминаться в китайских хрониках в 4 веке н.э. В Китае началась эпоха междоусобиц, которые подорвали его авторитет на международной арене. Вместе с этим на Корейском полуострове образовались три государства - Силла, Когурё и Пэкче, каждое из которых стремилось захватить власть над всей Кореей. На фоне этих событий государство Ямато, которое располагалось в регионе Ямато нынешней префектуры Нара, также начала стремиться объединить Японию. Письменные упоминания о том, как возникло это государство, отсутствуют, однако историки считают, что усиление его влияния связано с популяризацией культуры курганов кофун в центральной части Японии.

Обычай хоронить в земляных курганах кофун богатых и влиятельных людей появился на Японских островах в 3 веке и поддерживался до середины 6 столетия н.э. Эта эпоха носит название периода кофун, а культура этого времени называется «культурой кофун». Курганы могли быть разных форм, тем не менее наиболее распространены были кофуны, при взгляде сверху напоминавшие замочную скважину. В основном подобные захоронения использовались в Ямато и Кавати, где сейчас располагаются префектуры Нара и Осака, что указывает на союз знатных родов этих районов. На юг культура кофун распространилась до префектуры Кагосима, а на север - до префектуры Иватэ. Археологи и историки считают, что распространение культуры курганов связано с постепенным захватом страной Ямато территорий Японских островов.

Предположительно Ямато имела федеративное устройство. Страной руководил вождь окими, глава яматских родов, он имел всю полноту религиозной и военной власти. Ему подчинялась региональная знать, которая была объединена в роды удзи. В зависимости от статуса удзи вождь окими наделял руководителей родов титулами кабанэ, которые определяли позицию рода в иерархии правительства. Такая система организации государства носила название родово-титулярной.

Курган кофун Дайсэн (г. Сакаи)

Фрески в кургане Такамацудзука

Железный доспех времен Ямато

Внешняя политика Ямато

Страна Ямато активно участвовала в делах восточноазиатского межнационального сообщества и нередко вмешивалась в политику южнокорейского государства Пэкче. В 4 веке н.э. Ямато оказало военную помощь Пэкче в конфликте с северокорейским государством Когурё, и за это получило южные земли Мимана. На это указывает текст стелы, возведенной в честь правителя Когурё Квангетхо. В 5 веке лидеры Ямато пытались дипломатическими средствами получить власть над корейским полуостровом, для этого они просили помощи у Китая. В письменных хрониках китайской династии Сун рассказывается о «пяти японских ванах», которые в период с 413 по 478 год отправили к императору Китая 10 делегаций с просьбой признать их правителями юга Кореи. Так как Ямато признавало господство Китая, Китай оказал Ямато военную и политическую поддержку в противостоянии с Когурё. В шестом веке Пэкче и Ямато создали союз для оказания сопротивления другому корейскому государству под названием Силла. Однако эта война не принесла успеха и закончилась присоединением Миманы к Силле в 562 году.

Благодаря тому, что правительство Ямато проводило энергичную внешнюю политику, в Японию было ввезено множество достижений цивилизации материка. Китайские и корейские переселенцы, поселившиеся на Японском архипелаге передавали японцам новые умения - методы создания прочных керамических изделий, способы ювелирной обработки металлов, строительное искусство, иероглифическую письменность и познания в медицине.

В 6 веке правитель Пэкче передал яматоской знати буддистские образы и сутры. Таким образом в Японию пришел буддизм. Однако по отношению к новой вере среди японцев возникли споры, впоследствии переросшие в религиозную войну. Сильный род Сога требовал принять буддизм, как его приняли соседние государства, а древний род Мононобэ защищал старинные верования. Обладая поддержкой эмигрантских родов, Сога в 587 году разгромили Мононобэ и сосредоточили всю власть в стране в своих руках.

Жанр статьи - История Японии

Похожие публикации