Что такое ур в истории. Город - государство ур - история - познание - каталог статей - роза мира

2500 ЛЕТ ЗАБВЕНИЯ

В исторической традиции Месопотамии Ур - один из древнейших городов Шумера.

Руины библейского города Ур находятся в Южной Месопотамии, или в Двуречье, на плоской каменистой равнине. Русло реки Евфрат, на которой в древности стоял город, теперь проходит севернее. А местность вкруг Ура давно превратилась в пустынную. То, что осталось от великого города, находится на округлой возвышенности, именуемой Телль-эль-Мукайяр, что в переводе с арабского означает Глиняный холм.

Местонахождение зиккурата - главного храма Ура - было установлено в 1850 г британским натуралистом и энтузиастом археологии Уильямом Лофтусом. Так как у него было задание исследовать развалины города Сузы в Хузестане, подробным изучением развалин занялся другой археолог-любитель (в британской колониальной администрации было много таких охотников за сокровищами) - служащий британского консульства в Басре Джон Тейлор. Он работал по заданию Британского музея: музей поручал эту работу любителям, так как профессионалы зачастую не рисковали работать в таких гиблых местах, где вероятность крупной находки была мала.

В 1853-1854 гг. Тейлор обследовал руины зиккурата. Ему повезло: он обнаружил четыре глиняных цилиндра - знаменитые «Цилиндры Набонада» - в четырех углах верхней части зиккурата. На них имелся длинный клинописный текст К тому времени клинопись в основном уже была расшифрована, и Тейлор установил, что Набонад - последний царь Нововавилонского царства, правивший в 556-539 гг. до н. э., восстанавливал древние храмы. Из надписей следовало, что он восстанавливал их здесь, в древнем Уре.

Колоссальную работу проделал в 1922-1934 гг. выдающийся английский археолог Чарльз Леонард Вулли (1880-1960 гг.), точно определивший культурные уровни раскопок Ура: от середины 6-го тыс. до н. э. и до 400 г. до н. э., когда население окончательно оставило город из-за изменения течения Евфрата. Тот же Вулли открыл практически все известные сегодня постройки Ура и его окрестностей.

Совсем рядом с руинами Ура сохранились следы культуры эль-обейд: останки храма богини-матери Нинхурсаг и кладбище. В конце 5-го - первой половине 4-го тыс. до н. э. культура тут достигла высокого уровня: развивалось земледелие и скотоводство, началось выращивание финиковой пальмы, был изобретен гончарный круг, построены сеть оросительных каналов и крупные поселения из глиняных домов с монументальными храмами на платформах, воздвигнутых на центральной площади. Это и есть самый ранний исторический Ур. Он покрыт 2,5-метровым слоем речного ила, что свидетельствует о большом наводнении. Чарльз Вулли принял их за следы Великого потопа: в шумерском сказании говорится, что Ур был построен еще до него.

2750-2315 гг. до н. э. - раннединастический период истории Двуречья. Город стал центром государства: это была аграрная страна площадью около 100 км2. Ур ощутил свою силу, установив контроль над южным участком дельты Евфрата и вступая в стычки с соседями. В 2500-2425 гг. до н. э. в Южной Месопотамии было правление первой династии Ура. К этой эпохе относятся Царские гробницы: большинство было разграблено еще в глубокой древности, но в некоторых Вулли обнаружил разнообразные погребальные принадлежности (головные уборы из золота, музыкальные инструменты, сосуды из золота, серебра и меди), по которым позднее восстановили обряд погребения. Эти предметы говорят об огромных богатствах, собранных в городе благодаря торговле через Персидский залив со странами Востока, именуемыми в клинописных надписях Маганом и Мелуххой.

Это был расцвет архаического Ура.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Местонахождение: Ю. Ирака.
  • Администр. местополож.: мухафаза Ди-Карэ.
  • Основан: 5-е тыс. до н. э.
  • Оставлен: IV в. до н. э.
  • Ближайший город: Насирия - 745 000 чел. (2014).
  • Язык: иракский диалект арабского.
  • Этнический состав: иракские арабы.
  • Религия: ислам (шиизм).
  • Денежная единица: иракский динар.
  • Река: Евфрат.
  • Аэропорт: Багдад (междунар.).

ЦИФРЫ

  • Площадь древнего города: 2,3 км². площадь раскопок: 0,96 км².
  • Зиккурат: высота - 25 м, длина - 64 м, ширина - 46 м.
  • Высота над у. м.: 7 м.
  • Удаленность: 350 км к Ю. от Багдада, 160 км к С. от Басры.

КЛИМАТ

  • Тропический, пустынный.
  • Жаркое лето, мягкая зима.
  • Средняя t января: +12 °С.
  • Средняя t июля: +35 °С.
  • Среднегодовое кол-во осадков: 127 мм.
  • Среднегодовая относит, влажность: 40-45%.

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ВЕЛИКОГО УРА

Правители Ура создавали его и способствовали процветанию ради собственного величия: еще при жизни они были приравнены к богам. Город погиб, когда его правители переоценили собственные силы и недооценили противника.

В конце XXIV в. до н. э. Ур вошел в состав единой державы Саргона Древнего, удостоившего город великой чести: назначил свою дочь его верховной жрицей-энтум - супругой Сина, бога-покровителя города.

Постепенно Ур набрал такую силу, что стал центром объединенной Месопотамии. Это произошло после изгнания из страны кочевников-кутиев и основания новой династии Ура правителем города Ур-Намму.

Представители этой династии становились царями Шумера и Аккада, их считали богоравными. Они же тогда поняли, что управлять можно не мечом, а глиняными табличками: археологи обнаружили в Уре десятки тысяч хозяйственных документов, говорящих о сложной системе управления государством и полном подчинении человека чиновной бюрократии.

Ур был столицей царства, правители не жалели денег на строительство и праздники. Этот этап истории называют Шумерским Возрождением: переживали расцвет литература и архитектура.

Именно в это время, в правление царя Ур-Намму, в городе был воздвигнут зиккурат, к настоящему времени частично восстановленный.

Зиккурат представлял собой подобие пирамиды, сложенной из трех огромных глиняных платформ, облицованных кирпичом из обожженной глины. Предположительно, наклонные стены ярусов зиккурата были выкрашены в черный, красный и белый цвет, что символизировало соответственно землю, жизнь людей и мир Богов. Три прямые лестницы, расположенные под углом друг к другу, вели по фасаду на первый ярус зиккурата к высоким вратам, словно открывающимся прямо в небо. На вершине сооружения находился небольшой храм-алтарь бога Луны Сина. Рядом с зиккуратом располагались дворцово-храмовый комплекс, представлявший собой одноэтажное здание с внешним и внутренними дворами, а также царская усыпальница, состоявшая из наземной и подземной части.

Самый великий день в году для жителей Ура - праздник Сина. Люди устремлялись к зиккурату, откуда правил своими подданными царь Месопотамии, где принимали людей чиновники царя, где вершили суд, где казнили и миловали. Под торжественный голос труб из святилища выносили статую Сина и погружали на Магур - лодку, на которой бог Луны путешествует вокруг Земли. Лодку поднимали на руках, и она плыла над толпой, медленно двигаясь вокруг зиккурата, подобно Луне вокруг Земли.

В конце XXI в. до н. э. в Месопотамию вторглись кочевые племена. В 2003 г. до н. э. Ур был захвачен, разграблен и разрушен. Найден клинописный текст «Плача о гибели Ура» - пронзительного поэтического сочинения. Город нашел в себе силы возродиться и вновь расцвести в правление аморейской династии Ларсы в конце XX - середине XVIII в. до н. э. Вулли утверждал, что тогда Ур имел площадь около 2,3 км2, а его население достигало 35 тысяч человек.

Ур погиб дважды. Сначала он пострадал от политической недальновидности собственных правителей, которые выступили на стороне Южного Двуречья против власти правителей Вавилона. Вавилоняне утопили восстание в крови, разрушили городские стены.

В дальнейшем, в Нововавилонский период Нижней Месопотамии, Ур сохранил свое значение торгово-ремесленного центра. Но засоление почв в дельте Евфрата и упадок земледелия вызвали бегство населения на север Месопотамии. В IV в. до н. э. город с пятитысячелетней историей опустел.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Погребальный обряд правителей и жрецов Ура включал и жертвоприношение. Неизвестно, было ли оно добровольным или насильственным, хотя большинство ученых склоняются к тому, что оно совершалось по доброй воле. Например, царицу или жрицу Пу-аби сопровождала в загробный мир целая свита: две служанки, десять придворных дам в богатых одеждах, арфист, пять стражников и два погонщика с упряжкой волов. Всего же в каменных склепах обнаружены останки 74 человек, принесенных в жертву.

Относительно смысла названия Ур наука не имеет четкого ответа. Некоторые ученые считают, что оно происходит от шумерского слова «уру» - город, специалисты по клинописи расшифровывают его как «место, где живет свет».

Роберт Тейлор - отец Джона Тейлора - также прославился в области археологии. Во время службы в колониальной армии, в 1830 г., среди руин ассирийской столицы Ниневии, полковник Тейлор нашел первый из пока найденных экземпляров призмы Синаххериба. Она представляет собой 38-сантиметровую гексагональную (шестигранную) призму с клинописной надписью, рассказывающей о правлении ассирийского царя Синаххериба и датируемой 689-691 гг. до н. э. В 1850 г. призму выкупил у вдовы полковника Британский музей, где артефакт сейчас и находится.

Ур указывается в Библии (Быт. 11:28-31) как родина родоначальника многих народов Авраама. В Библии город назван Ур Халдейский. Общепринятым местоположением древнего Ура считается современная местность Тель-эль-Мукайяр в Южном Ираке. Однако существовал еще и город под названием Ур в Северной Месопотамии.

В ходе раскопок экспедиция Чарльза Вулли обнаружила два больших городских квартала, состоявших примерно из 50 жилых домов. Внутри были найдены деловые документы и письма, позволившие даже проследить историю отдельных семей. Они жили в Уре в конце правления династии Ларсы и при вавилонском царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).


Решив, что нам надо понять историю и эволюцию религиозных верований древних иудеев, мы обратили внимание на наиболее живучий элемент всех цивилизаций - язык. Доказано, что большинство языков Индостанского полуострова, западной Азии, Европы и частично Северной Африки находится между собой в родстве. Иными словами, сотни языков удалось свести к одному общему корню. Нам показалось, что тоже самое могло произойти и с религиями. Народы распространялись, сохраняя свой язык, свои легенды и своих богов. Мы верили, что связи между с виду разными религиями могут разоблачить их родство так же, как связи, которые обнаружили филологи, изучавшие распространение языков.

Тайна происхождения языка не дает людям покоя тысячи лет. Многие ранние народы полагали, что язык даровали людям боги и что тот, кто откроет первый, или “чистейший” язык, сумеет вступить с последними в непосредственный контакт. Было проведено много “экспериментов” с целью найти этот первичный язык. Например, египетский фараон Псамметих I, правивший в седьмом веке до н.э., в надежде сделать это воспитал двух детей так, чтобы они не слышали ни слова. Согласно легенде, дети заговорили на фригийском, древнем языке Малой Азии. Тот же самый эксперимент был проделан две с лишним тысячи лет спустя королем Шотландии Яковом IV. Согласно не слишком убедительному результату, язык оказался древнееврейским.

Первый язык, из которого впоследствии возникли все языки Старого Света, получил не слишком поэтичное название “протоиндоевропейского”. Доказано, что он является общим источником для урду, пенджаби, французского, персидского, польского, чешского, гэльского, греческого, литовского, португальского, итальянского, африкаанс, старонорвежского, немецкого, английского и множества других языков. Когда протоиндоевропейский был живым и единственным языком, мы теперь не узнаем, потому что детальное знание прошлого стало возможным только после следующего величайшего шага в эволюции человека - изобретения письменности.

Библейская книга Бытие была впервые записана примерно 2700 лет назад, спустя несколько веков после правления царя Соломона. Хотя это время кажется глубокой древностью, мы знаем, что письменность на самом деле старше как минимум вдвое и что она была изобретена в трижды благословенной стране, которая называлась Шумер.

Шумер по праву считается местом рождения цивилизации. Его письменность, теология и строительное искусство стали фундаментом всех последующих ближневосточных и европейских культур. Хотя никто толком не знает, откуда взялись сами шумеры, считается, что они пришли из страны Дилмун, располагавшейся где-то в районе современного Бахрейна на западном берегу Персидского залива. К 4000 г. до н.э. они припеваючи жили в нынешнем южном Ираке, между реками Тигр и Евфрат. Широкие илистые равнины оказались богатыми сельскохозяйственными угодьями, на которых росли зерновые и пасся скот; сами же реки изобиловали рыбой. В четвертом тысячелетию до н.э. Шумер обладал высокой культурой. В нем проводились совместные ирригационные работы, были города, квалифицированные ремесленники, религиозные центры и письменные источники.

Городская культура сильно отличалась от сельской. Концентрация больших людских масс требовала развитой социальной структуры, потому что отвлечение большинства населения от сельскохозяйственных работ не должно было приводить к падению производства. Шумеры обладали великолепной сельскохозяйственной технологией. На основании сохранившихся клинописных текстов было подсчитано, что урожайность их пшеницы 4400 лет назад превышала урожайность лучших полей современной Канады!

Создав развитое сельское хозяйство и такие основные отрасли промышленности, как текстильная и керамическая, шумеры открыли новые материалы (включая стекло) и стали великолепными стеклодувами и мастерами по обработке золота, серебра, меди и бронзы. Кроме того, они освоили искусство резьбы по камню, филигрань и плотницкое ремесло. Однако самым важным изобретением этих удивительно умелых людей было колесо.

Впечатляют их достижения в строительстве. Огромное значение имело открытие ими колонн, явно навеянное образом ствола финиковой пальмы. Их ранние города состояли из кирпичных домов. Кирпич лепили из ила и обжигали в печи. За жизнь нескольких поколений эти дома трескались и рушились, так что приходилось возводить новый дом на обломках старого. Через тысячи лет шумерской цивилизации в результате этого процесса старения, обрушивания и возведения нового здания образовались огромные курганы (мы бы назвали их “говорящими”). Те из них, которые просуществовали до нашего времени, насчитывают до шестидесяти футов, или восемнадцати метров в высоту.

Богатство шумеров привлекало путешественников из отдаленных земель, пытавшихся обменять свой немудреный товар на великолепные изделия местных ремесленников. Со своей стороны шумеры создали целое сословие купцов, занимавшихся внешней торговлей и имевших огромные склады для хранения экспортных и импортных товаров. Шумер занимал очень выгодное географическое положение и умело им пользовался; похоже, его население имело доступ к самым экзотическим и роскошным товарам со всех уголков тогдашнего мира. Иностранцы привозили сюда сырье, сплавляясь по течению рек в лодках, которые потом также продавали - либо целиком, либо разбирая их на драгоценные доски. Единственными росшими в Шумере деревьями были финиковые пальмы, а их древесина слишком мягка для использования в строительстве. Своих каменоломен у шумеров тоже не было, поэтому когда им приходило в голову построить что-нибудь из камня, тесаные плиты приходилось сплавлять по реке, а потом подвозить к нужному месту по разветвленной системе каналов. Подниматься против течения лодки не могли; поэтому чтобы расплатиться с северянами за сырье, приходилось перевозить продукты своего ремесла на осликах. Лошадей в Шумере не знали.


Города Шумера


В Шумере насчитывалось по крайней мере двадцать городов. Наиболее значительными из них были Ур, Киш, Эриду (Эреду), Лагаш и Ниппур. Каждый из них обладал политической автономией, имел своего царя и жрецов. Для шумеров их земля была землей Бога, без порождающей силы которого не существовало бы никакой жизни; царь был меньшим, земным богом, в обязанности которого входило жизнеобеспечение городского населения. В центре каждого города стоял дом их бога - храм, из которого жрецы распоряжались всеми сторонами жизни общины включая суд, обработку земли, духовное и светское образование и религиозные ритуалы.

Школы, называвшиеся “эдубба”, обучали профессии. В них поступали с раннего возраста. Начинали обучение с письма. Тот, кто хорошо освоил письменность, переходил к изучению математики, литературы, музыки, закона, счетоводства, топографии и землемерного искусства. Образование было рассчитано на подготовку грамотных руководителей. Хотя некоторые шумерские термины используются до сих пор, здешний язык вовсе не был протоиндоевропейским, Напротив, это один из немногих языков, совершенно с ним не связанных.

Наш интерес к Шумеру диктовался стремлением узнать, не является ли здешняя теология тем общим источником религиозных верований, которые распространились по миру так же, как это сделал язык, испытавший на себе местные влияния, но сохранивший узнаваемую сердцевину.

В развалинах Ниппура археологи обнаружили тысячи глиняных табличек, на которых была запечатлена история этого города. Начинается она, насколько мы можем судить, примерно с 3500 г. до н.э. Первыми были расшифрованы символы, означающие такие основополагающие для каждого языка объекты, как рука, нога и голова. Это были легко узнаваемые пиктограммы, изображавшие предмет в профиль. Но вскоре были разгаданы и более сложные символы. Символом мужчины являлся восставший пенис, очень похожий на свечу. Отсюда возникла пиктограмма, обозначающая мужчину-раба: свеча с тремя треугольниками, подразумевавшими холмы. Эти треугольники символизировали понятие “иностранец”; в самом Шумере холмов не было, а из мужчин-иностранцев здесь постоянно проживали только рабы. Чтобы сделать отметку, нужно было воткнуть в сырую глину заостренный конец палочки. В результате линия начиналась и кончалась расширенным углублением. Из этих треугольных углублений впоследствии возникло то, что в современной полиграфии называется “засечкой” (серифом). Ее можно увидеть на концах основных штрихов каждой литеры, представленной на данной странице.

Впрочем, мы получили в наследство от шумеров не только стилистические украшения букв, но и сами буквы. Например, буква “А” произошла от символа, изображавшего голову быка. То был стоящий на вершине треугольник с продолженными боковыми сторонами, которые напоминали рога. Сначала этот символ был усовершенствован финикийцами, а затем за него принялись древние греки. У них данная буква напоминала голову быка в профиль. Позже, когда греки изобрели заглавные буквы, злополучная буква перевернулась на девяносто градусов и стала “альфой”, очень похожей на нашу современную прописную “А” - голову быка, тянущуюся мордой к небу. В современном английском языке, почти не изменившись, сохранились такие шумерские слова, как “алкоголь”, “кейн” (тростник), “мирра” и “шафран”.

Однако среди шумерских изобретений, дошедших до наших дней (колеса, стекла, алфавита, определения времени суток, математики, строительного искусства) есть и еще кое-что, а именно Бог. Кроме того, шумеры оставили нам в наследство самые ранние письменные мифы. Для нас, масонов, особое значение имеет сказание о Енохе, занимающем важное место в теории масонства, а также миф о всемирном потопе, широко представленный в ритуале Степени Морской Арки.

Этимологи доказали, что история о саде Эдема, рассказанная в библейской книге Бытие, является историей Шумера; более того, упоминаемые там города Ур, Ларса и Харам действительно существовали в этом государстве. Вот как в “Бытии” описывается сотворение мира:

“В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так... И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями... И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод...” (Бытие 1:1-11).

Сравним этот отрывок с вавилонским мифом о сотворении мира, известным под названием “Энума Элиш” (по первым словам, означающим “когда в вышине”). Он был записан одновременно по-вавилонски и по-шумерски почти за тысячу лет до книги Бытие и почти полностью сохранился на семи клинописных табличках:

“Все земли были морем. Затем было движение в середине моря; в это время возник Эриду ... Мардук положил тростник на лицо вод. Он создал пыль и насыпал ее на тростник. Сумев побудить Богов жить в обиталище, которого они желали в глубине души, он создал людей. Вместе с ним богиня Аруру создала мужское семя. Он создал зверей в поле и живых тварей в поле. Он создал Тигр и Евфрат, положил их на место и величественно возгласил их имя. Он создал траву, камыш и болото, тростник и лес, земли, болота и топи; дикую корову и ее младшего, барашка в овчарне, сады и леса; козла и горную козу... Бог Мардук построил дамбу посреди моря... Он создал тростник и деревья; положил кирпичи, воздвиг здания; сделал дома, построил города... Он сделал Эрех...”

Можно не сомневаться, что этот месопотамский эпос стал источником легенды, изложенной в книге Бытие. Примечательно, что все свои великие открытия шумеры приписывали Богу. Однако упоминания и построенных Богом зданиях в израильскую легенду о сотворении мира не перешли, потому что древние иудеи были кочевниками. Те единственные города, которые они знали и в которых жили к моменту написания книги Бытие, были построены не ими; чаще всего эти города были отбиты у их прежних обитателей с помощью меча. Бог книги Бытие, Яхве, возник лишь через несколько столетий после создания этих клинописных табличек.

Согласно мнению многих ученых, боги позднейших цивилизаций возникли из шумерских богов бури и плодородия. Насколько это верно? Конечно, бог бури в заливаемом половодьями Шумере играл важную роль - об этом можно судить по легенде о Ное и всемирном потопе. В Шумере считали природу живым существом, а боги и богини были воплощением ее жизненных сил. Каждый из богов ведал той или иной силой. Некоторые божества отвечали за плодородие земли и людей, другие - за случавшиеся время от времени бури. Для продолжения существования людского рода было очень важно добиваться благосклонности богов плодородия и всеми силами уговаривать богов бури не губить Шумер.

Бог бури, властвовавший погодой, вызвал потоп, породивший легенду о Ное. Мы же, как масоны, были кровно заинтересованы в богах бурь и наводнений, ибо в Ремесле существовала боковая ветвь - так называемая Степень Морской Арки - со сложным и подробным ритуалом, сохранившим и историю капитана Ноя, и миф о всемирном потопе.

Главная проблема заключалась в том, что шумерам приходилось бороться с затоплением низких равнин, по которым Тигр и Евфрат текли на юг, к морю. Периодически повторяющиеся наводнения были здешним бичом, но, видимо, одно из них, необычайно сильное, вызвало катастрофу, и это событие наверняка отразил тогдашний фольклор. Существовал ли на самом деле лодочный мастер по имени Ной, мы никогда не узнаем, но можно не сомневаться в том, что всемирный потоп действительно был.

Дальнейшее изучение книги Бытие, а особенно генеалогии Сифа и Каина позволяет сделать вывод, что они носят на себе явный отпечаток шумерского мифа о сотворении мира. Существуют перечни царей, правивших в шумерском городе Ларса. Приводятся имена десяти царей из этого перечня, правивших до всемирного потопа, с указанием продолжительности царствования каждого, которое якобы составляло от 10000 до 60000 лет. Перечень заканчивается словами: “После Потопа царство было уничтожено сверху”. Эта запись предполагает, что после потопа все началось сначала. Последним в перечне царей Ларсы значится Зиусундра, другим именем которого было Утанапиштим. Это герой вавилонского сказания о всемирном потопе, запечатленного на одиннадцатой табличке знаменитого эпоса о Гильгамеше. Про седьмого царя в шумерском перечне сообщается, что он обладал особой мудростью в делах, касавшихся богов, и был первым пророком на земле. Имя его Енох. Табличка сообщает об этом человеке, что он “ходил с Богом”. В более поздней иудейской версии эта фраза звучит: “И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его”. (Бытие 5:24). Одно из толкований этого темного места гласит, что Енох был взят на небо живым. Нам кажется несомненным, что автор книги Бытие использовал шумерский миф, заимствованный первыми иудеями. Родство религий иудеев и намного более древнего Шумера видно невооруженным глазом, но ситуация становится еще более любопытной, если мы задумаемся над причиной, побудившей либо автора оригинального текста, либо воспользовавшегося этим текстом иудаиста привести такую длинную родословную потомков Сифа, существовавших до всемирного потопа. По нашему мнению, это было сделано, чтобы подчеркнуть разницу между условиями жизни, существовавшими до и после справедливой кары, посланной богами людям в наказание за грехи. Однако возможен и другой вариант. Некоторые авторы предполагают, что невероятные цифры продолжительности правления шумерских царей являются результатом работы астрологов, вычисливших эти мифические сроки в ходе наблюдения за звездами. Видимо, ранние иудейские авторы пошли по тому же пути: они могли вычислить сроки жизни предков Ноя исходя из строго фиксированного периода от сотворения мира до основания храма Соломона и разделив его на эпохи. Первая из этих эпох - от сотворения мира до всемирного потопа - составила 1656 лет. (Peake’s commentary on the Bible).


Ур, город Авраама


Ур, и доныне знаменитый своим огромным зиккуратом, в третьем тысячелетии до нашей эры считался одним из величайших городов-государств мира. С северной и западной сторон города имелись большие каналы, принимавшие суда с Евфрата и моря, которое 4400 лет назад было намного ближе к Уру, чем сейчас. В сохранившемся списке товаров, доставленных одним из судов, перечисляются золото, медная руда, твердая древесина, слоновая кость, жемчуг и другие драгоценные камни.

Расцвет Ура приходится на время правления Ур-Наммы (около 2100 г. до н.э.), когда в городе велось большое строительство. Его население насчитывало около 50 тысяч человек. Огромный зиккурат был расширен, украшен мозаикой и обсажен кустами и деревьями. На его вершине стоял храм покровителя города Нанны, бога луны. Видимо, к 2000 г. местные жители навлекли на себя гнев богов, потому что вместе с другими шестнадцатью городами Шумера Ур был захвачен воинами соседнего царства, называвшегося Элам. Это поражение, как всегда, объяснили тем, что люди забыли своих богов и те оставили их на поругание врагу. Один писец, ставший свидетелем этого ужасного события, описал его следующим образом:

“На улицах, по которым прежде гуляли люди, лежали мертвые тела; на площадях, где устраивались праздники, кучами лежат трупы”.

Храмы и дома сравняли с землей, ценности разграбили, а многих из тех, кто не погиб, сделали рабами. Город уцелел, но так и не достиг прежней славы. К восемнадцатому веку до н.э. Ур уже считался второстепенным городом. Во время периода упадка отношения между шумерами и пантеоном их богов ухудшились и на первое место вышла концепция личных богов.

Эти личные боги - как правило, безымянные - были тесно связаны с конкретным человеком и считались чем-то вроде его ангела-хранителя. Чаще всего человек получал их в наследство от своего отца. Поэтому когда кто-то говорил, что “почитает бога своих отцов”, он имел в виду не высокий статус этого бога, а свою законную принадлежность к определенному роду. Личный бог заботился о своем питомце, в случае надобности прибегая к помощи более великих богов, но за это требовал послушания и внимания. Если человек вел себя плохо, бог мог оставить его. Естественно, человек сам судил, что хорошо, а что плохо. Если он чувствовал, что поступил дурно, то боялся гнева своего бога; если же он действительно делал что-то плохое, но не ощущал этого, то был в безопасности. Кажется, это действительно был хороший способ держать людей в узде. Как говорил Джиммини Крикет в фильме “Пиноккио”, “пусть твоим поводырем будет твоя совесть”.

В период упадка - где-то между 2000 и 1800 гг. до н.э. - некий человек по имени Аврам решил покинуть Ур и отправиться на север в поисках счастья. Выбранное им направление было противоположно Дилмуну - священной земле его предков. В некий момент иудейской истории Аврам стал Авраамом, отцом еврейского народа. И тут мы поняли, что идеи, которые этот человек принес с собой из Ура, занимают важное место в том, что нам требовалось узнать.

Нас побудила заглянуть в такую древность надежда понять как Авраама, так и его бога, поскольку именно у них состоялась самая ранняя из описанных в Библии встреч реально существовавшего человека (а не мифической личности) с божеством, впоследствии ставшим богом евреев. До того мы знали о Шумере не слишком много - впрочем, как и почти все остальные. Дело в том, что этот период истории оставался совершенно неизвестным до середины девятнадцатого века, пока к раскопкам в нынешней Месопотамии не приступил французский археолог П.Е.Бота.

Пять тысяч лет назад шумерская культура начала распространяться по миру. Пожалуй, лучшим доказательством культурной экспансии из района Северной Африки и юго-западной Азии являются кельты, которые через Малую Азию проникли в центральную Европу, прошли ее и в конце концов поселились на прибрежных землях Испании, Британии, Корнуолла, Уэльса, Ирландии и Шотландии. Некоторые социальные слои кельтов остались генетически неизменными благодаря практическому отсутствию смешанных браков с представителями других народов. Их прихотливые, переплетающиеся орнаменты демонстрируют сильную связь с искусством Среднего Востока; последние сомнения развеял анализ образцов ДНК, взятых у нескольких современных кельтов из отдаленных общин и доказавший их генетическое родство с некоторыми североафриканскими племенами.

Никто точно не знает, как долго существовал Шумер, но записи свидетельствуют: все, что мы знаем о Шумере, относится к эпохе после всемирного потопа. Возможно, города, стертые с лица земли великим наводнением, были еще больше и славнее.


Бог, царь, жрец и строители


О всемирном потопе как о древнем событии пишут даже те, кого мы сами считаем представителями древности. В Библии рассказывается история Ноя, пережившего потоп со своей семьей и отобранными животными. В месопотамском мифе о потопе царь Утанапиштим спасает семена и животных от разрушительного наводнения, посланного Энлилем, чтобы привести в ужас других богов. В греческой мифологии Девкалион и его жена Пирра строят ковчег, чтобы избежать сокрушительного гнева Зевса.

Однако гадать не стоит: в окрестностях Ура было найдено свидетельство сильнейшего наводнения, происшедшего более 6000 лет назад. Слой непроницаемой для воды глины толщиной в два с половиной метра покрывает площадь в сто с лишним тысяч квадратных километров, которая тянется от современного Багдада на севере до Персидского залива на юге, захватывает все междуречье Тигра и Евфрата и включает в себя часть Ирака, Ирана и Кувейта. Оставить такой мощный слой могло только наводнение гигантских размеров, смывшее всякие следы человеческого существования на месте, где позднее возник Шумер. Дата всемирного потопа объясняет, почему шумеры выросли здесь как из-под земли в 4000 г. до н.э. - по археологическим меркам только вчера вечером. Откуда взялась мощная, развитая культура у явившихся из пустоты людей без истории, рода и племени?

Разгадка тайны оказалась очень простой.

Дело в том, что более ранний и, возможно, еще более великий период истории Шумера был полностью уничтожен катаклизмом и уцелевшие жители были вынуждены восстанавливать все с нуля. Главной проблемой для оставшихся в живых было найти в своей среде “хранителей царских секретов” - верховных жрецов уничтоженных храмов, обладавших знанием науки, особенно строительной. Кое-кто из них должен был выжить; возможно, “знание скрытых тайн природы и науки” позволило им предвидеть приближение потопа и выиграть время, чтобы уйти в горы или действительно построить ковчег. Если секреты строителей и в самом деле были известны до потопа, внезапно возникшая крайняя нужда в восстановления “мира целиком” могла создать новое мировоззрение, в основе которого лежали символы строительного искусства. Мы не считаем, что это мировоззрение было масонским, но оно могло связать строительную науку с концепцией восстановления, поскольку сам окружающий мир “умер” и его пришлось творить заново.

Многие считали задачу восстановления Шумера непосильной и покидали его, стремясь найти жилье подальше от мягкой влажной глины, покрывшей их страну. Они уносили с собой язык, сложность грамматики которого была на уровне современных языков. Кроме того, они уносили с собой знание сельского хозяйства, рассказы об их зданиях и мифы о богах. Менее развитым в культурном отношении народам Европы и Азии эти люди и сами должны были казаться богами.

Трудность стоявшей перед нами задачи заключалась в широте темы исследования. Мы имели дело с явлениями на первый взгляд независимыми, но при ближайшем рассмотрении неизменно оказывалось, что они тесно переплетены. Временами мы тонули в материале, который простирался от начала времен до сегодняшнего дня. Тогда мы бросали все и пытались предложить некую логичную гипотезу, которая сначала выглядела весьма вызывающе, но по мере накопления материала чаще всего оправдывалась. Так вышло и в случае с Шумером. Чем больше свидетельств его влияния на другие культуры мы искали, тем больше находили. Всего здесь не опишешь, но один пример мы все-таки приведем.

Идея колонны или священной горы, связывающей центр земли с небом (Небесами), выдвинутая шумерами, проникла во многие религиозные культы, но особый прием встретила у народов северной Азии. У татар, монголов, бурят и калмыков существует поверье, что их священная гора представляет собой тянущееся к небу здание ступенчатой формы, состоящее из семи блоков, каждый из которых меньше предыдущего. Верхушкой этого здания является Полярная звезда - “пуп Неба”, связанный с “пупом Земли”, представляющим собой подножие горы (или фундамент здания). Подобных зданий у представителей этих народов нет, но его описание полностью соответствует описанию шумерского зиккурата, действительно являющегося искусственной горой. Безусловно, такая связь - не простое совпадение, потому что эти северные кочевники называют свою священную, мистическую башню просто... Шумер. (Eliade M. Shamanism, archaic techniques of ecstasy). Считается, что все шумерские храмы строились по этому образцу. А самым знаменитым из них является всем известная Вавилонская башня - огромное здание, имеющее прямое отношение к потомкам Ноя. Эта башня была выстроена в городе Вавилоне царем Набопаласаром, правившим в 626-605 г. до н.э., и представляла собой семиэтажный зиккурат высотой примерно в 90 метров с храмом бога Мардука наверху. Как и рассказ о потопе, рассказ о Вавилонской башне тоже приводится в библейской книге Бытие. Этот миф, дополненный различными версиями древних легенд, заодно позволяет авторам объяснить, как был основан новый мир. Глава десятая книги Бытие рассказывает о происхождении народов, заселивших Землю после потопа: сыновья Ноя положили начало новым племенам во всех частях света. Для иудеев главным из сыновей Ноя был Сим, от которого произошли семиты (что было не так уж трудно, учитывая прожитые этой легендарной личностью шестьсот лет), в том числе, конечно, и сами евреи. Следующая глава содержит рассказ о Вавилонской башне, начинающийся с утверждения о том, что когда-то на Земле существовал единый язык:

“На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар (так иудеи называли Шумер - Авт.) равнину и поселились там.

И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие.

И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.

Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

И рассеял их оттуда Господь по всей земле; и они перестали строить город” (Бытие 11:1-8).

Это маленькое уточнение понадобилось евреям отнюдь не только для того, чтобы объяснить, почему люди говорят на разных языках. Поскольку мир был дикой пустошью, Господь решил заселить его заново потомками Ноя. Поэтому было вполне разумно, что Он пообещал сыновьям Сима землю Ханаанскую, ни словом не обмолвившись о людях, которые жили там прежде. Родившись в Шумере, этот “Бог” разными путями отправился в долины Инда, Нила и, возможно, даже Желтой реки, где положил начало великим мировым религиям. Все это случилось в очень древние времена, и бог евреев стал одной из позднейших версий шумерской теологии.


Личность Авраама, первого еврея


После того как Авраам принял решение покинуть Ур, наиболее естественно для него было подняться на север против течения Тигра и Евфрата и найти себе новый дом, где он мог бы жить в мире со своим Богом. Ветхий Завет говорит нам, что пока не сцене не появился Авраам, предки Израиля “служили иным богам” (Иисус Навин 24:2). В этом нет ничего удивительного, поскольку до Яхве, бога иудейского (а впоследствии христианского), им было так же далеко, как Уильяму Кэкстону до персонального компьютера! Даже после того как Яхве стал известен “избранному Им народу”, в течение почти тысячи лет поклонников у него было не слишком много - другие боги всех мастей ничуть не уступали ему в популярности. Когда же для израильтян наступило время создать письменную историю своего народа, они заглянули в пучину лет, призадумались, вспомнили свое древнее устное народное творчество и сложили мозаику так, как следовало по их разумению.

Возможно, Авраам поторопился покинуть свой родной Ур, спасаясь от “безбожных” кочевников с севера; в ту пору политическое недовольство всегда приобретало религиозную форму, Библия утверждает, что Авраам ушел от человека, который устанавливал свои порядки там, где нужно было руководствоваться Законом Божьим. Из этого следует, что представители Бога на земле - царь Ура и жрецы - к тому времени были свергнуты.

Принято считать, что Авраам является первой исторической личностью в Библии; по сравнению с ним Адам, Ева, Каин, Авель и Ной являются скорее воплощением представлений иудеев о возникновении жизни на земле. Вероятно, правда, что он пошел в землю Ханаанскую, взяв с собой только палатку, и по дороге вел крупный разговор со своим личным богом, который, естественно, ушел из Шумера вместе с ним.

Изображение Авраама таким же кочевником, как и они сами, имело для иудеев глубокий смысл - этот человек и люди, которые ему сопутствовали, не имели земли, которую могли назвать своей собственной. Мы выяснили, что название “евреи” (Hebrew) происходит от унизительной клички “хабиру” (или “апиру”), использовавшейся египтянами для определения нищих семитских племен, скитавшихся по свету как бедуины.

Выше указывалось, что евреи считают себя потомками сына Сима, сына Ноя (причем последний сам был героем шумерской легенды), а позднее - Авраама, который покинул Шумер, чтобы обрести “землю обетованную”. Хотя сведений о других обитателях Шумера в Библии нет, мы считаем, что многие жители этой страны должны были бежать на север и запад, чтобы составить значительную часть кочевников, которые впоследствии стали еврейской нацией. Впрочем, существуют свидетельства, что евреи вовсе не были ни народом, ни даже нацией, которой они привыкли себя считать: это была смесь семитских групп, которые объединяли только отсутствие своего государства и священная история, основанная на теологии влившихся в табор шумеров. Возможно, во времена Давида и Соломона каждый десятый израильтянин был потомком шумеров, и лишь крошечную часть их составляли потомки Авраама, который наверняка был далеко не единственным шумером, пришедшим в Ханаан и Египет во второй половине второго тысячелетия до н.э. Хабиры отличались от кочевников, живших в Египте, поскольку они были азиатами, носили странные одежды и бороды и разговаривали на чужом языке.

Авраам считается основателем Израиля. Его бог обещал ему новый дом в земле Ханаанской, ныне находящейся на севере “Плодородного Полумесяца”. Учитывая природу шумерских божеств, описанную выше, можно сказать, что Авраам был священником бога, а бог был его другом и хранителем.

Простому еврею или христианину, читающему Ветхий Завет, простительно думать, что земля Ханаанская была подарком Бога избранному Им народу, но принятие этого “подарка” нельзя назвать иначе как разбоем. Если слова Ветхого Завета принимать за чистую монету, получается, что и евреи, и их Бог были настоящими злодеями. Никакая сверхъестественная справедливость не может оправдать описанное в Ветхом Завете избиение тамошних жителей.

Большинство современных христиан имеет слабое и весьма туманное представление об истории их Бога, который был первым Богом иудеев. Они представляют себе, что всемогущий и милостивый Бог обещал “избранному Им народу” прекрасную землю, текущую молоком и медом (вроде Шумера или возрожденного сада Эдема). Но Ханаан вовсе не был необитаемой пустошью, которую благородные путешественники могли сделать своей второй родиной, а Яхве вовсе не был благодетелем. Это был бог бури, бог войны.

Археологические исследования последних лет показали, что ханаане (или хананеи), чьи земли захватили израильтяне, обладали высокой культурой. У них были большие города, обнесенные крепостными стенами, и бесчисленное множество маленьких городков и деревень, развитое сельскохозяйственное производство, ремесла и внешняя торговля. Если верить Библии, то первоначальный еврейский Бог в действительности был главой захватчиков, воров и убийц, имевшим много общего с ордами Чингис-хана!

Нас удивляет, что многие христиане продолжают верить в Ветхий Завет как в серьезный исторический источник, хотя он выводит Бога тщеславным и мстительным маньяком, начисто лишенным чувства сострадания. Не говоря о том, что этот Бог велел убивать сотни тысяч мужчин, женщин и детей в захваченных городах, он без видимой причины нападал на своих друзей. В книге Исход (4:24-25) мы читаем, что вскоре после того как Яхве велел Моисею идти в Египет на выручку к “порабощенным” израильтянам, он решил убить своего пророка. И отговорила его от этого плохого поступка женщина, которая объявила Моисея своим женихом. Позднее в апокрифическом трактате “Юбилеи” была сделана попытка объяснить эту историю, свалив вину с Яхве на злого духа Мастему, но этим словом обозначалась лишь “враждебная” людям сторона натуры Яхве. В той же книге Исход сообщается, что в минуту плохого настроения Яхве убил сына Моисея.

До сих пор никто не сумел точно определить время путешествия Авраама. Считается лишь, что Авраам жил не раньше 1900 г. до н.э. и не позже 1600 г. Если бы он жил позже, то застал бы завоевание Египта гиксосами, или “пастушескими царями”, которые угнетали египтян более 200 лет - примерно с 1786 по 1567 г. до н.э. Нам казалось, что будь этими гиксосами Авраам и семиты, напавшие на Египет с территории Иерусалима, мировая история приобрела бы куда больше смысла. Авраам со своими спутниками направился в Харран (современная Сирия), большой город на берегу реки Белих, который стоял на шумерском торговом пути вверх по Евфрату. Отсюда он повел свой отряд на Ханаан (конечно, это нынешний Израиль).

По пути Авраам крепко задумался, чем он прогневал своего личного бога, потому что тот явно был несчастен. По пути произошло не то какое-то стихийное бедствие, не то несчастный случай, которые Авраам расценил как нежелание бога защищать его. Бог был так расстроен (видно, причина была серьезная), что Авраам понял: единственный способ умилостивить его - это предложить ему в жертву своего сына Исаака. В книге пророка Михея (6:7) показана вся серьезность ситуации:

“Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?”

В истории Авраама такие моменты возникали дважды; давно замечено, что его бог требовал удовлетворения в периоды наибольшего кризиса. К счастью для юного Исаака, проблема как-то разрешилась и суеверный папаша раздумал его убивать. Кстати, история принесенного в жертву, но в конце концов спасшегося Исаака имеет много общего с позднейшей легендой об Иисусе Христе; здесь Исаак выступает в роли “слуги-страстотерпца”, который ценой своей жизни искупает грехи других и несет им спасение.

Прошло примерно десять-тринадцать веков, прежде чем история Авраама была зафиксирована с помощью письменности. Все это время она передавалась из уст в уста, став за этот невообразимо длинный срок легендой племени иудеев. Когда же ее записали, казалось естественным, что богом Авраама был Яхве, хотя его культ появился только при Моисее. Во время исхода из Египта Моисей сказал израильтянам, что он получил послание от “бога их отцов”: это чисто шумерский способ говорить о личном боге, принадлежащем конкретному роду - в данном случае роду Авраама. (Sassoon J. From Sumer to Jerusalem). Хотя потомками Авраама могла считать себя лишь крошечная часть этих вытесненных азиатов (протоевреев), все они к тому времени поверили в эту легенду и сочли ее достойной уважения и вполне подходящей для данных обстоятельств.

Однако если бы Моисей, стоя перед этими египетскими рабами, сказал им, что получил послание от всемирного бога, который исключает существование всех других богов, его сочли бы сумасшедшим.

В противоположность Христу, Будде и Магомету Авраам не стал основоположником новой племенной религии, которая бы носила его имя; вместо этого его личный бог, “бог Авраама”, стал отличительной чертой его будущего народа. Поистине поразительно, что психика одного шумера сумела создать основу для трех великих монотеистических религий мира.

Этот этап исследования закончился тем, что мы узнали про существование личного бога и поняли, каким образом племя евреев получило духовное наследство от человека, покинувшего Ур. Хотя мы нашли упоминание о возможной связи церемонии воскресения с Исааком, сыном отца евреев, казалось, что эта история намного более позднего происхождения. Родства с масонством здесь не обнаружилось, и мы поняли, что до нового погружения в историю еврейского народа нужно ознакомиться с величайшей из всех древних цивилизаций, раскинувшейся вдоль реки Нил. В период формирования еврейской нации Авраам посетил Египет, и мы знали, что позже евреи достигли в Египте высокого положения. Следующим этапом наших исследований должен был стать Древний Египет.


Заключение


Только занявшись вопросом происхождения религии, мы поняли, что очень плохо знаем древнюю историю. Мы понятия не имели о колыбели цивилизации Шумере, где впервые возникли письменность и образование. Мы открыли, что древние шумеры были изобретателями колонны и пирамиды, которые впоследствии распространились далеко за пределы их страны. Оказалось, что изложенный в библейской книге Бытие миф о всемирном потопе был за тысячу лет до этого изложен в шумерском эпосе о сотворении мира, называющемся “Энума Элиш”.

Именно из шумерского города Ур Авраам принес с собой своего личного бога, известного под именем “Бога его отцов”, и случилось это между 2000 и 1600 гг. до н.э. Мы заподозрили, что Авраам мог быть в родстве или пересекаться с гиксосскими царями Египта, правившими с 1786 по 1567 гг., но из-за недостаточного знания египетской истории не смогли ответить на этот вопрос. И хотя кое-какие фигуры мучительно напоминали главных действующих лиц масонских ритуалов, мы не нашли серьезных доказательств их родства с современным Ремеслом. Если мы не хотели лопнуть от любопытства, нужно было снова менять направление исследования и изучать цивилизацию Древнего Египта.

Примечания:

или Эреду - шумерский город 4-1-го тысячелетия до н.э. - Е.К.

английскому первопечатнику пятнадцатого века - Е.К

Пророк Авраам родился в шумерском городе Ур – в Священном писании он именуется Уром Халдейским. Когда библейский праведник был уже взрослым, женатым человеком, его отец – Фарра, неожиданно принимает решение оставить родину и отправляется в нелегкое путешествие в Ханаан, взяв с собой сыновей, невесток и внука. В пути Фарра умирает, Авраам остается старшим в семье. Пророк не пытается вернуться назад – туда, где прошли его детство и юность. Он слышит призыв Бога продолжать странствие, а также обет Творца произвести от него, на тот момент еще не имевшего потомства, великий народ.

Книга Бытия, в которой изложена эта история, обходит молчанием причины, заставившие Фарру пуститься в путь. Чем же оказался неугоден отцу Авраама халдейский Ур? До двадцатого века никто не представлял, что это был за город. Однако, после научной экспедиции, предпринятой британским археологом Чарльзом Вулли, стало ясно, что в двадцатом веке до Рождества Христова это был мегаполис, который без преувеличения можно было бы назвать столицей мира.

Комментарий эксперта:

Раскопки, проведенные на месте древнего поселения, неподалеку от современного иракского города Телль-Эль-Мукайяр, показали, что жители Ура жили в основном в больших двухэтажных каменных коттеджах, в которых было по тринадцать-четырнадцать комнат. Дворцы и храмы отличались необычайным великолепием. На территории раскопок были в изобилии обнаружены оружие, утварь и украшения, изготовленные из драгоценных материалов. Среди находок Чарльза Вулли, прогремевших на весь мир – так называемый штандарт войны и мира – две декоративные металлические панели, инкрустированные лазуритом и перламутром, с изображением батальных сцен и мирной жизни шумеров. Здесь же были найдены урские арфы – древнейшие музыкальные инструменты, известные в истории человечества.

Изучив большой клинописный архив, обретенный во время изысканий, ученые узнали, Ур был столицей империи, жившей по четко сформулированным законам. В государстве существовало разделение труда и рынок обмена его результатами. Одни занимались разведением мелкого и крупного скота, другие обрабатывали шерсть, сучили пряжу и ткали полотно, а третьи шили из полотна одежду. Были развиты такие ремесла, как плотничество, кожевенное производство, ювелирное искусство, распространено строительство небольших тростниковых лодок, на которых перевозили товары по рекам и каналам, проложенным по всей стране. Среди клинописных записей сохранились математические таблицы, где фигурировали вычисления от простого сложения сумм до формул извлечения квадратного и кубического корня.
Однако, у великолепия жизни в халдейском городе Уре была и обратная сторона…

Ур Халдейский

Самый известный персонаж в этом тексте - Аврам, которого впоследствии Бог переименует в Авраама. Он - предок евреев, а также арабов, и по его имени три монотеистические религии - иудаизм, христианство и ислам называются авраамическими. Сара - это его жена, Лот - это его племянник, печально известный порочной связью со своими дочерьми, последовавшей после превращения его жены в соляной столб во время разрушения Содома и Гоморры. Ур и Харран - это древнейшие города Междуречья, Ур был основан еще шумерами.

Очевидный вопрос, который возникает у внимательного читателя - почему Терах с семьей направился в Ханаан (т.е. туда, где сейчас Израиль), а дошел до Харрана, и там поселился. Вот карта, изображающая путь Авраама. Зачем знаменитые предки евреев дали такой огромный крюк, неужели не могли как Илья Муромец, выбрать дорожку прямоезжую?

Второй вопрос - почему Ур называется халдейским? Халдеи в те времена еще не оказывали заметного влияния на вавилонские города. Только в 9-м веке халдеи появятся в аккадских клинописных источниках, к середине 8 века станут претендовать на вавилонский трон и, захватив его, в 586 году разрушат Храм и уведут евреев в вавилонский плен. А пока евреи еще не появились и Храм не построили - так откуда же взялось такое странное название у родины Авраама?

Третий вопрос связан с возрастом героев. Тераху было 70 лет (11:26), когда родился Авраам, а Аврааму было 75 лет, когда он покинул Харран (12:4). Получается, что по выходу Авраама из Харрана, Тераху, его отцу, было 145 лет. Но известно, что Терах умер в Харране в возрасте 205 лет (11:32). Почему же Авраам и все родственниками бросили старого человека одного в Харране и не взяли его с собой в Ханаан?

Четвертый вопрос имеет текстологический характер. Септуагинта, древний перевод Писания на греческий язык передает Ур Халдейский как "χωρας των Χαλδαιως", земля халдейская, что позволяет предположить, что в тексте, лежавшем перед греческим переводчиком было написано не אור כשדים, а ארץ כשד или ארץ כשדים. Как "земля халдейская" превратилась в город Ур Халдейский (или наоборот)?

И, наконец, последний вопрос - почему у Авраама две родины? Согласно 11-й главе Бытия, родной город Авраама Ур Халдейский. Однако в 24 главе Авраам посылает своего раба на родину, а в 29 главе Иаков убегает туда же от мести своего брата Исава. Родина Авраама согласно этим рассказам - Харран (29:2).

Две родины Авраама и несогласие в возрастах Тераха и Авраама приводят нас к выводу о двух традициях, соединенных в 11-12 главах книги Бытия. В одной традиции родина Авраама - Харран, где он живет до 65 лет и покидает его, уйдя в Ханаан после смерти отца. Согласно другой традиции, Авраам родился в Уре Халдейском, и вместе с отцом его покинул, отправившись в Ханаан.

Представим себя на месте автора 11-12 глав Бытия. Ему были доступны обе традиции, вторая из которых сохранила генеалогии, а первая состояла в основном из древних легенд. После описания потопа, присутствующего в обеих традициях, он описал генеалогии детей Ноя, по-сути сообщив нам названия древних народов и географических названий Ближнего Востока. Сыновья Сима - Элам, Ашшур, Луд, Арпахшад и Арам (Быт.11:22). Ашшур - это Ассирия, Арам - это арамеи, Элам - это эламиты, Луд - это, наверное, Лидия. (Где находится Арпахшад - нам не известно. Возможно, это другое название Вавилона). Далее автор вставил рассказ о Вавилонской Башне из первой традиции и привел генеалогию от Арпахшада до Авраама, согласно своему источнику с генеалогиями. Тут он сталкивается с проблемой - согласно источнику с древними легендами, родина Авраама - в Араме, где находится город Харран, откуда Исаак и Иаков получили своих жен - Ривку и Рахель с Лией, а согласно генеалогии, Авраам происходит от Арпахшада, и вовсе не от Арама, родного брата Арпахшада.

Именно это и заставило автора в начале послать Авраама из страны Арпахшад в страну Арам, в город Харран. Значит, в первоначальном тексте стояло не אור כשדימ - Ур Халдейский (как в древнееврейском тексте) и не ארץ כשד - "земля халдейская" (как в оригинале Септуагинты), а ארפכשד - Арпахшад. Но страна Арпахшад не была известна участникам дальнейшего формирования библейского текста (как и нам), и они сочли это странное слово ошибкой. Последние 3 буквы этого слова כשד совпали с названием народа "которого вы не знали" - халдеями, поэтому переписчики отделили эти три буквы. А с оставшимся словом участники масоретской текстуальной традиции и традиции Септуагинты поступили по-разному. Первые удалили букву פ, сочтя ее ошибкой и получили אר כשד Ур Халдейский, а вторые вместо буквы פ поставили букву צ, и ארפכשד "Арпахшад" превратился в "землю халдейскую" - ארצ כשד.

Похожие публикации