Воспитательное занятие в начальной школе. Игра «Весёлые и находчивые

Подготовка воспитательного занятия

Воспитательное занятие – это организованное педагогом духовное общение детей и взрослых, содержанием и смыслом которого является поиск истины, направленной на становление и развитие ребёнка как субъекта жизни.

Предположим, что этап изучения детского коллектива в соответствии с алгоритмом уже осуществлен и педагог выбрал форму занятия. В первую очередь определяется цель занятия, в соответствии с которой выбирается тема занятия, наиболее актуальная для данного класса, и формулируется идея данного занятия.

Педагог должен мысленно спрашивать себя: "Что я хочу получить в результате своего воспитательного воздействия на детей через раскрытие данной темы?" Цель общеклассного воспитательного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую функции, обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Другими словами, "сообщить знания о..." не может быть целью воспитательного занятия, а задачей - вполне. Чем конкретнее педагог сформулирует цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будут его представления о желаемых результатах.

Только после этого стоит приступать к отбору содержания, методов, средств. Непрофессионально поступают те педагоги, которые первостепенное значение придают теме, содержанию, а к формулировке цели подходят формально или совсем ее опускают. В этом случае страдают целенаправленность и систематичность воспитательной работы.

Результаты моделирования отражаются в конспекте общеклассного воспитательного занятия, который имеет следующую структуру:

    Название.

    Цель, задачи.

    Оборудование.

    Форма проведения.

    Ход.

В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме. В названии воспитательного мероприятия должен быть скрытый смысл, а значит должна быть спрятана цель.

Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера: вместо задачи "воспитывать любовь к родному городу" лучше ставить задачи "развивать интерес к истории города", "формировать желание у детей внести свой посильный вклад в подготовку города к юбилею", "способствовать формированию у детей чувства уважения к знаменитым горожанам прошлого" и т. д.

В воспитательном мероприятии должны быть следующие типы воспитательных задач:

    Рациональные задачи (знаниевые): дать понятие…, познакомить…, сформировать…, закрепить…

    Эмоциональные задачи: вызвать чувство сострадания, радости, восторга, гордости…

    Действенно-практические: научить…, сделать…, создать…собрать…,

В воспитательном мероприятии всегда солирует какой-то тип задач, в зависимости от этого подбирается форма проведения мероприятия. Задач может быть несколько.

К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литература и пр. Следует указывать не только название литературного источника, но и его автора, место, год издания.

Формой проведения общеклассного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, спектакль и т.п. В таком случае в плане форму проведения занятия объединяют с названием, например: "Математическая викторина", "Конкурс фантазеров", "Экскурсия в зоопарк". Если общеклассное занятие объединяет в себя несколько форм проведения, то указывается способ размещения детей: круг, команды и т. д.

Ход занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение занятия педагогом от первого лица, так и тезисный план с основным содержанием на карточках (в зависимости от личности педагога). При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Общеклассное воспитательное занятие может быть от 15-20 мин для шестилеток, до 1 - 2 ч для детей десяти - одиннадцати лет, если это "Огонек".

В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам общеклассных занятиях следует придерживаться 4 основных этапов занятия.

1. Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции.

Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени.

Рекомендации: эффективному переключению детей на внеучебную деятельность способствует сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи и др.; изменение условий организации детей; переход детей в другое помещение (в класс биологии, физики, музыки, библиотеку, школьный музей) или просто расположение детей на ковре в классе, кругом и т. д. Это вызывает интерес к предстоящему занятию, положительные эмоции.

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей детей, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т. д. На этом этапе педагогу требуется не только "зажечь" детей, но и определить, нужно ли ему внести коррективы по ходу занятия и какого характера должны быть эти коррективы. Например, педагог рассчитывал на новизну своего сообщения и запланировал рассказ, а вводная беседа показала, что дети знакомы с этой проблемой. Тогда педагогу необходимо заменить рассказ на беседу или игровую ситуацию и др. Таким образом, цель вводной части - "перебросить мостик" от личного опыта ребенка к теме занятий.

Типичная ошибка - игнорирование этого этапа из-за боязни педагога неожиданной реакции детей, т. е. дети могут сказать или сделать не то, что ожидает педагог. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь, отводя детям роль пассивных слушателей. Педагог не придает значения эмоциональному настрою детей.

В первом случае вопросы, во втором - задания должны быть не только интересны детям, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности учащихся к восприятию подготовленного материала. В вводной части педагог формирует первичные представления детей о предстоящем занятии, организует их деятельность, т. е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды. При традиционной системе оценки педагог должен дать четкие критерии, объяснить необходимые правила.

Когда дети разбиваются на команды, нужно построить их действия не на соперничестве, а на сотрудничестве. Для этого эффективен такой прием: командам вместо очков за правильные ответы раздаются кусочки разрезанной картины. При подведении итогов в заключительной части собирается из этих кусочков общая картина и становится очевидным, что важно не количество баллов, а общий результат.

В вводной части можно использовать разнообразные методы и средства активизации детей: проблемную беседу, ребус, кроссворд, задание на смекалку, ловкость и т. д.

3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (2/4, чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи занятия.

Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности детей. Однообразие методов - только рассказ или беседа. Отсутствие наглядности и общая бедность использования средств воспитания. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения. Создание учебной атмосферы урока. Назидательность, морализаторство.

Методические рекомендации: воспитательный эффект в реализации развивающей, корректирующей, формирующей, воспитывающей, обучающей функций выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку, вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр. Оптимально, когда несколько детей высказывают свое мнение по одному вопросу. Созданию теплой, доброжелательной атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: "правильно", "неправильно", "глупо", "молодец", а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных, непосредственных реакций, выражающих чувства педагога: "Да? Как интересно!", "Спасибо за новую версию", "Надо же! Вот это да!" - с восхищением, а не сарказмом, и пр.

Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует в ней по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, воспитывающую ситуацию, игру, приучение, поручение; включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, спортивную и др. Объединяя детей в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить детей так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом (недопустимо объединение по рядам, когда дети сидят друг за другом), распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут дети. Только в этом случае у детей есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.

Методы формирования сознания должны способствовать формированию у детей убеждений, действенных этических понятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообщение, доклад ученика, чаще использовать дискуссию. Во внеклассных массовых формах воспитательной работы следует обучать детей правилам дискуссии:

    Помнить, что спорящие ищут истину, но видят ее по-разному; следует выяснить общее, а потом разность во взглядах и отнестись к этому с уважением.

    Цель дискуссии - установить истину, а не правоту одной из сторон.

    Истину нужно искать с помощью фактов, а не обвинений против личности оппонента.

    Сначала с уважением выслушать, а потом высказать свою точку зрения.

4. Заключительная часть (от 1/5 - 1/4 времени до менее 1/3).

Педагогическая цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательное влияние на ребенка в другой среде.

Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: "Понравилось?", "Что узнали нового?"

Рекомендации: конкретные задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме, также обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятиях умения, информацию. Советы детям по применению полученного опыта: что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т. д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы детей в проведении последующих общеклассных занятий.

Подготовка классного воспитательного занятия.

Предположим, что этап изучения детского коллектива в соответствии с алгоритмом уже осуществлен и педагог выбрал данную форму занятий. В первую очередь определяется цель занятия, в соответствии с которой выбирается тема занятия, наиболее актуальная для данного класса, и формулируется идея данного занятия. Педагог должен мысленно спрашивать себя: "Что я хочу получить в результате своего воспитательного воздействия на детей через раскрытие данной темы?" Цель воспитательного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую функции, обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Другими словами, "сообщить знания о..." не может быть целью воспитательного занятия, а задачей - вполне. Чем конкретнее педагог сформулирует цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будут его представления о желаемых результатах. Только после этого стоит приступать к отбору содержания, методов, средств. Непрофессионально поступают те педагоги, которые первостепенное значение придают теме, содержанию, а к формулировке цели подходят формально или совсем ее опускают. В этом случае страдают целенаправленность и систематичность воспитательной работы. Результаты моделирования отражаются в конспекте классного воспитательного занятия, который имеет следующую структуру: Название. Цель, задачи. Оборудование. Форма проведения. Ход.

В названии отражается тема внеклассного занятия . Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.

Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Вместо задачи "воспитывать любовь к родному городу" лучше ставить задачи

"развивать интерес к истории города",

"формировать желание у детей внести свой посильный вклад в подготовку города к юбилею",

"способствовать формированию у детей чувства уважения к знаменитым горожанам прошлого" и т. д.

К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литература и пр. Следует указывать не только название литературного источника, но и его автора, место, год издания. Формой проведения классного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, спектакль и т.п. В таком случае в плане форму проведения занятия объединяют с названием, например: "Математическая викторина", "Конкурс фантазеров", "Экскурсия в зоопарк". Если занятие объединяет в себя несколько форм проведения, то указывается способ размещения детей: круг, команды и т. д.

Ход занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение занятия педагогом от первого лица, так и тезисный план с основным содержанием на карточках (в зависимости от личности педагога). При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Воспитательное занятие может быть от 15-20 мин для шестилеток до 1 - 2 ч для детей десяти - одиннадцати лет, если это "Огонек". В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам классных занятиях следует придерживаться четырех основных этапов занятия.

1. Организационный момент (0,5-3 мин). Педагогическая цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции. Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени. Рекомендации: эффективному переключению детей на внеучебную деятельность способствует сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи и др.; изменение условий организации детей; переход детей в другое помещение (в класс биологии, физики, музыки, библиотеку, школьный музей) или просто расположение детей на ковре в классе, кругом и т. д. Это вызывает интерес к предстоящему занятию, положительные эмоции.

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия). Педагогическая цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей детей: их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т. д. На этом этапе педагогу требуется не только "зажечь" детей, но и определить, нужно ли ему внести коррективы по ходу занятия и какого характера должны быть эти коррективы. Например, педагог рассчитывал на новизну своего сообщения и запланировал рассказ, а вводная беседа показала, что дети знакомы с этой проблемой. Тогда педагогу необходимо заменить рассказ на беседу или игровую ситуацию и др. Таким образом, цель вводной части - "перебросить мостик" от личного опыта ребенка к теме занятий. Типичная ошибка - игнорирование этого этапа из-за боязни педагога неожиданной реакции детей, т. е. дети могут сказать или сделать не то, что ожидает педагог. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь, отводя детям роль пассивных слушателей. Педагог не придает значения эмоциональному настрою детей. Рекомендации: вводная часть в зависимости от содержания может представлять собой вводную беседу (познавательные, эстетические, этические занятия) или разминку (викторины, конкурсы, КВН). В первом случае вопросы, во втором - задания должны быть не только интересны детям, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности учащихся к восприятию подготовленного материала. В вводной части педагог формирует первичные представления детей о предстоящем занятии, организует их деятельность, т. е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды. При традиционной системе оценки педагог должен дать четкие критерии, объяснить необходимые правила. Когда дети разбиваются на команды, нужно построить их действия не на соперничестве, а на сотрудничестве. Для этого эффективен такой прием: командам вместо очков за правильные ответы раздаются кусочки разрезанной картины. При подведении итогов в заключительной части собирается из этих кусочков общая картина и становится очевидным, что важно не количество баллов, а общий результат. В вводной части можно использовать разнообразные методы и средства активизации детей: проблемную беседу, ребус, кроссворд, задание на смекалку, ловкость и т. д. 3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (2/4, чуть больше 1/3 всего времени занятия). Педагогическая цель: реализация основной идеи занятия. Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности детей. Однообразие методов - только рассказ или беседа. Отсутствие наглядности и общая бедность использования средств воспитания. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения. Создание учебной атмосферы урока. Назидательность, морализаторство. Методические рекомендации: воспитательный эффект в реализации развивающей, корректирующей, формирующей, воспитывающей, обучающей функций выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку, вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр. Оптимально, когда несколько детей высказывают свое мнение по одному вопросу. Созданию теплой, доброжелательной атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: "правильно", "неправильно", "глупо", "молодец", а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных, непосредственных реакций, выражающих чувства педагога: "Да? Как интересно!", "Спасибо за новую версию", "Надо же! Вот это да!" - с восхищением, а не сарказмом, и пр. Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует в ней по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, воспитывающую ситуацию, игру, приучение, поручение;

включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, спортивную и др.

Объединяя детей в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить детей так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом (недопустимо объединение по рядам, когда дети сидят друг за другом), распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут дети. Только в этом случае у детей есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества. Методы формирования сознания должны способствовать формированию у детей убеждений, действенных этических понятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообщение, доклад ученика, чаще использовать дискуссию. Во внеклассных массовых формах воспитательной работы следует обучать детей правилам дискуссии: Помнить, что спорящие ищут одну истину, но видят ее по-разному; следует выяснить общее, а потом разность во взглядах и отнестись к этому с уважением. Цель дискуссии - установить истину, а не правоту одной из сторон. Истину нужно искать с помощью фактов, а не обвинений против личности оппонента. Сначала с уважением выслушать, а потом высказать свою точку зрения.

4. Заключительная часть (от 1/5 - 1/4 времени до менее 1/3). Педагогическая цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательное влияние на ребенка в другой среде. Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: "Понравилось?", "Что узнали нового?" Рекомендации: конкретные задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме, также обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятиях умения, информацию.

Советы детям по применению полученного опыта: что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т. д.

В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы детей в проведении последующих классных занятий. Индивидуальная и массовые формы внеклассной воспитательной работы будут более эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их организации и проведении примут непосредственное участие родители.

Ольга Павловичева
Конспект воспитательного мероприятия для учащихся начальной школы. Внеклассное занятие «Лес и жизнь»

МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ»

Конспект

воспитательного

мероприятия для учащихся

Лес и жизнь .

Цель : Расширить кругозор детей о значении леса в жизни человека ;

Развивать сообразительность, воображение, смекалку, любознательность;

формирование позитивного отношения к природным богатствам.

Оборудование : стихи и рассказы о лесе, схемы, грибочки и листочки с заданиями.

Выставка книг : М. Пришвина,К. Паустовского.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь – мы свои!

В этом стихотворении спрятана тема нашего сегодняшнего занятия . Сейчас мы с вами поговорим о лесе, его значении в жизни человека , о проблемах леса.

2. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» (читают дети)

Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить- то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.

Течет вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А, если и устану – присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то леший бродит с зеленой бородой.

Жизнь кажется иною , и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

3. Беседа о значение леса

Какое же значение имеет лес в жизни человека ?

Д. – В лесу человек отдыхает, потому что, нет ничего милее дышать и думать здесь.

У. – Значит, лес – это место отдыха.

Д. – В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит.

У. – Значит, лес – аптека.

Д. – В лесу человек находит себе пищу : ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.

У. – Значит, лес- источник чистой воды и пищи.

Д. – Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья в лесу.

У. – Значит, лес – это источник топлива.

Д. – Из древесины делают различные изделия. Например : столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники.

У. – Значит, лес – это источник древесины.

Д. – В лесу растут разные растения, живут всякие животные.

У. – Лес – это дом для растений, животных, грибов.

Д. – Растения выделяют кислород, которым мы дышим и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.

У. – Лес- защитник воздуха, водоемов, почв.

Д. – А еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.

У. – Давайте составим схему значения леса в жизни человека :

У. – Мы с вами хорошо потрудились, и у нас получилась схема «Значение леса» .

4. Проблемы леса.

А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Не по его ли вине возникают экологические причины?

Каковы проблемы леса?

Давайте попробуем их исследовать.

Послушайте стихотворение Н. Некрасова (читает ученик)

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько здесь было красивых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели,

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились,

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и в лес убежал.

У – О какой экологической проблеме здесь идет речь?

Д. – Как вырубали лес, как убегают звери

Работа по картине «Вырубка леса»

У. – Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. Если раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов очень много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.

Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» .

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же собрала в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

У. – Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

Д. – Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.

У. – Какую проблему раскрывает рассказ?

Д. – Загрязнение леса.

У. – Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки , пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

Цифры и факты.

Время, необходимое для полного разрушения материалов, захороненных в землю : бумага – 15 дней, консервная банка – 20 лет , стекло – многие годы.

Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год.

В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов.

1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды.

5 г нефти затягивает пленкой 50 кв. м водяной поверхности.

Небольшой хвойный лес очищает в год 35 т пыли.

Лиственный лес – 70 т пыли.

У. – Хотелось бы сегодня поговорить ещё об одной проблеме. Послушайте стихотворение Шефнера. (читает ученик)

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег.

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

У. - Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

Д. – Человек не затушил костёр, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.

У. – О какой же проблеме нужно ещё подумать?

Д. – О пожарах.

У. – А ведь этого могло и не быть, если бы люди соблюдали правила поведения в лесу.

Что должен был сделать охотник?

О каких правилах он забыл?

Д. – Он забыл погасить костёр и убедиться в том, что костёр вновь не разгорится.

У. – Посмотрите, какая схема у нас получилась :

У. – Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.

Рефлексия

О чём же должны помнить люди, приходя в лес?

Д. – Лес – наше богатство.

Лес - «лёгкие нашей планеты» .

Каждый человек должен помнить о том, что он оставит своим детям.

У. – Конечно же, каждый из вас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век, через тысячелетия, и сможет ли лес им дать то, что даёт нам сейчас.

, Коррекционная педагогика

Общая воспитательная цель – создать условия для формирования собственных эмоциональных реакций, которые помогают учащимся адаптироваться в социуме, ощутить собственный успех или поражение, почувствовать состояние другого и понять его.

Цели.

  1. Воспитательная – способствовать воспитанию положительных эмоций и чувств.
  2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития приёмов анализа и синтеза посредством установления закономерностей, выделения лишнего понятия, развития памяти через чтение стихов.
  3. Образовательная - способствовать формированию умения различать и называть эмоции и настроение людей, определять возможные причины разных эмоциональных состояний.

Форма занятия: комбинированное занятие, путешествие

Средства воспитания: мультимедийный проектор, ноутбук, костюмы и атрибуты для инсценировки, цветные карандаши, альбомные листы, клей, заготовки для моделирования облаков.

Ход занятия

1. Организационное начало занятия.

Учитель .

Чтобы жить долго и счастливо, человеку необходимо здоровье. Что такое здоровье?

Есть ещё один очень важный компонент, о котором мы сегодня поговорим на занятии.

2. Вводная часть

Посмотрите на лица этих людей. Что вы в них заметили? (картинки на слайде)

От чего зависит выражение лица человека? (От настроения, от чувств, которые человек испытывает).

Как вы думаете, какие чувства мог бы испытывать каждый из этих людей. Слайд 2, приложение 3 .

Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. Душевное состояние человека называется настроением . Слайд. 3, приложение 3

- Прочитаем слово (настроение).

От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими.

Сегодня мы поговорим о настроении и узнаем, как можно избавиться от плохого настроения.

На уроках ОБЖ мы не раз путешествовали с вами по стране Здоровье. В этой стране есть город Настроения.

3. Основная часть

Предлагаю отправиться в этот город.

Звучит музыка. Появляется Жар-птица (воспитатель).

Жар-птица. Добрый день, ребята. Я рада вас встретить в городе Настроения.

Я живу в городе этом чудесном,
Где круглый год не умолкают песни.
Где солнце землю жаром поливает,
Меня Жар-птицу зноем наполняет.
А я дарю свой жар березкам, елям,
Фиалкам, одуванчикам, весне.
Чтобы сердца ваши согрелись,
Открылись радости и доброте.
В моих руках на солнышке искрится,
Чудесное перо – перо Жар-птицы.
Волшебным даром то перо наделено,
Откроет к знаниям дорогу нам оно.

Жар-птица. Я предлагаю отправиться в путешествие по городу Настроения. Здесь мы посетим улицы Цветная, Эмоций, Игровую, Советов.

Учитель . Ребята, вы встречали человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется. Наверно, нет.

Если бы мы не умели радоваться, злиться, удивляться, то наверно мы бы не были людьми.

Радость, печаль, грусть, удивление - все это разнообразные эмоции, которые выражают наше отношение к окружающей нас действительности.

Учитель. Сколько облачков вы увидели? Какие эмоции были у них? Что они выражали?

Теперь давайте, изобразим эти облака.

У вас на столах разные модели облачков (клей, заготовки глаз, рта …), постарайтесь изобразить выражение лица каждого.

  • 1 группа – весёлое, радостное
  • 2 группа – грустное, печальное.
  • 3 группа – удивленное.

Молодцы! Очень хорошие облачка у вас получились: и удивленные, и грустные, и веселые.

Жар-птица

«Веселые облачка» Слайд 8, приложение 3

Немного отдохнем. Поиграем в игру «Веселые облачка». Только показывать мы будем не движение облаков по небу, а любую эмоцию, какую я назову.

Облачка плывут по небу - раз,
Облачка плывут по небу - два,
Облачка плывут по небу - три,
Эмоция радости (печали, грусти…) замри.

Учитель. Продолжаем мы играть, эй, ребята не зевать! Слайд 10, приложение 3

Проводится игра «Четвёртый лишний».

В каждой строчке найди слово, которое лишнее. Объясните свой ответ.

Тоска-печаль-грусть-веселье. Слайд 10, приложение 3

Радостный-весёлый-грустный- счастливый. Слайд 11, приложение 3

Огорчаться-плакать-радоваться-грустить. Слайд 12, приложение 3

Жар-птица. Сейчас мы на Улице Советов. Слайд 13, приложение 3

Как можно избавиться от плохого настроения?

Советуют:

  • потопать ногами (вы дадите выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдёт и злость)
  • смыть дурные чувства
  • замесить тесто понарошку , раскатать его (злость улетучится, так как работать с тестом - очень увлекательное занятие)
  • спеть добрую песенку, сплясать быстрый танец
  • надуть злостью шарик

Учитель . А можно с друзьями сходить в кино или посмотреть сказочный спектакль .

Давайте обратимся к волшебному перу Жар-птицы.

Жар- птица:

По городу перо лети,
На сказку всех ты пригласи!

Дети участвуют в инсценировке сказки «МурМяуч». Приложение 2 .

Какое настроение вызывает эта сказка?

Как нужно отблагодарить артистов?

4. Заключительная часть

Учитель. Заканчивается наше путешествие по городу Настроения.

Какое настроение людей вы знаете?

Как можно бороться с плохим настроением?

5. Рефлексия.

Жар-птица. А сейчас, ребята, свои самые добрые эмоции, а именно радость, подарим нашим гостям. А сделаем это при помощи «мыльных пузырей». Ведь самое главное, чтобы у нас всегда было прекрасное настроение.

Прочитайте пожелание (Слайд 14, приложение 3)

Перо волшебное лети,
всех ребят в свой класс верни!

Использованные источники информации

  • http://school-collection.edu.ru
  • http://schoollessons.narod.ru/
  • http://solnet.ee/
  • http://nova.rambler.ru/

Конспект игровой программы для младших школьников 7-10 лет «Весёлые и находчивые»

Автор: Гнездилова Любовь Геннадьевна, воспитатель разновозрастной группы.
Место работы: ОГКУ СО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова", Иркутской области.
Воспитательное занятие для разновозрастной группы детей от 7 до 10 лет.

Описание материала : Предлагаю вам план-конспект воспитательного занятия для разновозрастной группы детей от 7 до 10 лет, на тему: «Весёлые и находчивые». Данный материал может быть использован как воспитателями детских домов, так и педагогами школ. Данное занятие имеет познавательное направление, которое развивать познавательный интерес, дисциплинированность, прививать внимательность, воспитывать умение работать и в группе и индивидуально, формировать интерес к изучению музыки и литературы детьми от 7 до 10 лет.
План-конспект занятие на тему: Игра «Весёлые и находчивые».
Тип: комбинированное занятие.
Вид работы: беседа, опрос.
Цель: Познакомить детей с понятием сказка, проверить знание сказок, познакомить с разными сказками: волшебными, бытовыми.
Задачи:
Образовательная: научить различать, где добро, а где зло.
Развивающая: развивать познавательный интерес, умения планировать свою деятельность, развивать память, внимание;
Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, прививать внимательность, воспитывать умение работать и в группе и индивидуально, формировать интерес к изучению музыки и литературы.
Основные этапы занятия:
- Объяснение темы занятия (как правильно начать работу по алгоритму, что такое алгоритм);
- Введение в беседу опроса детей (какие они знают произведения искусства в литературе, музыке)
- Пополнение знаний.
Средства обучения:
Оборудование: карточки с заданием, рабочая тетрадь, компьютер, интерактивная доска.
Метод: частично-поисковый.
Методические приемы: беседа, опрос, ответы на вопросы (карточки с героями сказок), продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
План занятия:
1. Основные понятия.
2. Применение знаний в игре.
3. Анализ и итоги.

Ход занятия:

Организационный момент: Приветствие, сообщение темы.(2 мин.)
- Всесторонняя проверка знаний: активизация умственной деятельности детей.
- Подготовка к усвоению нового и закреплению старого материала: мотивация перехода к новому материалу.
Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем наше занятие в игровой форме. Мы будем с вами соревноваться, веселиться, познавать новое и вспоминать старое. А наша игра будет называться: «Весёлые и находчивые» по сказкам. Для этого, ребята, нам нужно разделиться на две команды по 4 человека. Болельщики будут помогать своим командам. А оценивать нашу работу будет наше жюри (педагоги 3 человека). (2 мин)
Дети выбирают игроков команды путем коллективного голосования: Выбираются 2 капитана, каждый капитан набирает себе команду, по 1 человеку, по очереди, итак, пока не набирается 4 человека. Затем ребята делятся на 2 группы болельщиков. (7 мин)
Ход занятия:
Педагог: Сейчас вы должны придумать название команд
Ответы Капитанов:
1 Команда: Сила.
2 Команда: Искра.(1 мин)
Педагог: Хорошо. А теперь начинаем игру. Отводится 3 мин., кто первый, подымает руку, тот и отвечает.
Задание 1. Разминка для команд:
- Какую песенку пел колобок?
Ответы детей: Я колобок, колобок, я от дедушки ушел и от бабушки ушел….
- Что пела коза своим семерым козлятам, спойте?
Ответы детей: Отрывок из песни.
- Кто сможет правильно позвать Сивку-Бурку?
Ответы детей: Свист.
-Кто споет нам песенку бременских музыкантов?
Ответы детей: Отрывок из песни (3 мин)
Педагог: Очень хорошо. Вы справились с заданием. Ну а теперь, основная игра. За каждый правильный ответ команде присваивается 1 балл, кто даст больше правильных ответов, у того больше баллов.
Задание будет таким. Команды должны назвать сказки, отгадав мелодию из мультфильмов:
Задание 2. «Отгадай сказку!!»
А) Песня из мультфильма: «Золушка»;
Б) Песня из мультфильма: «Буратино»;
В) Песня из мультфильма: «Мамонтенок»;
Г) Песня из мультфильма: «Морозко». (5 мин)
Задание 3. А теперь пришло время болельщиков. Вам придется немного подумать. Кто из вас больше угадает сказок, принесет своей команде дополнительный балл.
1. … Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать…+ подобранная музыка (колыбельная) (Сказка о глупом мышонке)
2. …Ох, ох, ох! Это я Лечея-Плачея. Иду с дальней дороги, ноженьки попритерла, намочил меня дождик. Пусти, дружок, обогреться, хвост обсушить (Заячьи слезы)
3. Несет меня лиса
За темные леса,
за высокие горы,
в далекие страны!
Котик-братик,
Спаси меня (Кот, петух и лиса)
4. Терентий, Терентий,
А кто за телегой бежит?
Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!
Жеребенок! (Лиса и тетерев) (5 мин)
Педагог: Молодцы! Вы прекрасно знаете эти сказки.
Педагог: Пока вам приходилось работать только головой, а сейчас вам нужны будут ваши руки, ноги, быстрота, ловкость.
Играют болельщик + игрок. Стоят три кегли, и по окончании музыки надо взять кегли. (2 мин)
Педагог: Пришло время команд. За время игры ваши головы отдохнули. В следующем задании команды должны угадать, к какой сказке относятся данные отрывки:
Задание 4.
1) С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

2) Сейчас потолкуем
О книжке другой-
Тут синее море,
Тут берег морской…
О жадной старухе
Рассказ тут пойдет.
А жадность, ребята,
К добру не доведет…
И кончится дело
Все тем же корытом.
Но только не новым,
А старым, разбитым (Сказка о рыбаке и рыбке)

3) Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-мальчишку (Дюймовочка)

4) Кто-то за кого-то
Ухватился крепко:
- Ох, Никак не вытянуть!
- Ох, засела крепко!
Но еще помощники
Скоро прибегут…
Победит упрямицу
Дружный общий труд
Кто засел так крепко?
Может это… (Репка) (3 мин)
Педагог: А теперь немного проявят себя капитаны, ведь капитан самый умный, смелый, ловкий.
Задание 5. За 5 минут по очереди вы должны назвать как можно больше сказок, в которых главные герои (показываю)
А) волк;
Ответы детей: волк и семеро козлят, гномик Вася, Красная шапочка и т.д.
Б) заяц;
Ответы детей: Заяц и лиса, …
В) лиса;
Ответы детей: Колобок, Волчий хвост …
Г) петух.
Ответы детей: Колыбельная для Маши…, Бременские музыканты и т.д. (4 мин) смотреть приложение.
Педагог: Молодцы. Командам надо собраться с силами, поэтому мы поиграем с вами, наши болельщики. Внимательно слушайте задание.
Задание 6. Ребята, скажите, кто знает больше детских песен? (дети поют песни). (2 мин)
Педагог: Пришло время игры команд.
Задание 7. Вспомните название сказки, в которых действующие лица:
А) колобок, бабка, дед, внучка, мышка, лиса;
Ответы детей: Колобок, Репка, …
Б) дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка.
Ответы детей: Репка (2 мин)
Педагог: Следующее задание потребует от вас внимания и выдержки. Я задаю вопрос, а каждая команда записывает ответы на листе. После этого мы с ребятами будем слушать ответы. Каждый ответ оценивается в 1 балл.
Задание 8. Командам задаются вопросы:
А) В чем хранилась смерть Кощея?
Ответы детей: В ларце, ларец на дубе, дуб на острове, …, …
Б) В какой сказке присутствуют все времена года?
Ответы детей: 12 месяцев
В) В какой сказке главный герой ездил на печи?
Ответы детей: По щучьему веленью
Г) В какой сказке для того, чтобы разбудить Царевну, потребуется поцеловать ее?
Ответы детей: Сказка о спящей красавице. (4 мин)
Педагог: И заключительное задание будет таким: какая из команд споет больше детских песен, та команда и победит. (названия песен сказок команды называют по очереди, а затем поют). (3 мин)
А пока наше жюри подытоживает результаты, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Города». Я надеюсь, что все с ней знакомы. По одному называем название города, следующий называет город на букву, которой закончился предыдущее название. Понятно ребята. Начинаем. (3 мин)
Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги, выявляет победителя (поздравления).
Команды награждаются дипломами, призами. (3 мин)

Педагог: На этой хорошей ноте заканчивается наша игра, но я не говорю вам прощайте, я говорю до новых встреч. Удачи вам ребята. Будьте всегда весёлыми и находчивыми.

Список используемой литературы:
1. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже – М., 1971
2. Осеннева М.С.Средство эстетического воспитания //Литература в школе 2001- №8 – С.23
3. Абдулин Э.Б. Музыка в начальных классах. М., 1985г

Похожие публикации