Тест "бессоюзное сложное предложение". Тест "бессоюзное сложное предложение" Тест бессоюзное сложное предложение с домашним заданием


А) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
В)То солнце светит, то идёт дождь.
С) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
D) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
Правильный ответ: А

Определите бессоюзное сложное предложение
А) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
В) Май холодный - год хлебородный.
С) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
D) То солнце светит, то идёт дождь
Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
Правильный ответ: В

Определите бессоюзное сложное предложение
А) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
В) Где любовь и совет, там и горя нет.
С) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
D) Наступила ночь, но было светло.
Е) Когда вы сели, лошади разом тронулись.
Правильный ответ: С

Определите бессоюзное сложное предложение

С) Становится легче, когда песню поёшь.
D) Поспешишь - людей насмешишь.
Е) Не было никакой надежды, что небо прояснится.
Правильный ответ: D

Определите бессоюзное сложное предложение
А) Где любовь и совет, там и горя нет.
В) Наступила ночь, но было светло.
С) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
D) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
Е) Труд человека кормит - лень портит.
Правильный ответ: Е

Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.


Е) Мир строит - война разрушает.
Правильный ответ: А

Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности
А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
В) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
С) Время красит, безвременье старит.

Правильный ответ: В

Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления
А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
В) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
С) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
D) Время красит, безвременье старит.
Е) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
Правильный ответ: D

Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия
А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
В) Время красит, безвременье старит.
С) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
D) Мир строит - война разрушает.
Е) Стоял тёплый день, в лужах купались воробьи.
Правильный ответ: С

Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени

D) Стемнело - я зажёг лампу.
Е) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
Правильный ответ: D

Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия
А) Был вечер, на небе блестели звёзды.
В) Не спеши языком - торопись делом.
С) Я доверяю любящим: они великодушны.
D) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
Е) Поспешишь - людей насмешишь.
Правильный ответ: Е

Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире
(знаки не расставлены)
В) Я доверяю любящим они великодушны
D) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.
Правильный ответ: А

Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены)
А) Я доверяю любящим они великодушны
В) Поспешишь людей насмешишь.
С) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
D) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
Е) Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
Правильный ответ: В


А) Май холодный год хлебородный.
С) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
D) Поспешишь людей насмешишь.
Е) Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели.
Правильный ответ: С

Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены)
А) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
В) Ученье красота неученье слепота.
С) За всё браться ничего не сделать.
D) Я доверяю любящим они великодушны
Е) Технику любишь мастером будешь.
Правильный ответ: D


По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.
А) Две запятые, тире
В) Три запятые
С) Одна запятая, двоеточие
D) Одна запятая, тире
Е) Две запятые, двоеточие
Правильный ответ: Е

Определите количество пропущенных знаков препинания
Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добродушно улыбнулся.
А) Двоеточие, три запятых
В) Четыре запятые
С) Двоеточие, две запятых
D) Три запятые
Е) Две запятых, тире
Правильный ответ: В

Определите количество пропущенных знаков препинания
Дует ветер деревья качаются и точно идут с горы к морю встряхивая вершинами.
А) Две запятые
В) Нет запятых
С) Одна запятая
D) Тире, одна запятая
Е) Три запятые
Правильный ответ: А

Определите количество пропущенных знаков препинания
И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье.
А) 4
В) 3
С) 5
D) 2
Е) 6
Правильный ответ: С

Определите количество пропущенных знаков препинания
Море дремлет и дышит опаловым туманом синеватая вода блестит сталью крепкий запах морской соли густо льётся на берег.
А) 1
В) 3
С) нет запятых

Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.

Вариант с расставленными знаками.

    Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

    Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.

    Как ни старался я укрыться плотнее, ничего не помогало: холодный воздух находил свою лазейку и сквозил то в плечо, то в ноги.

    В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

    Тускло-жёлтый огромный самовар шипел и сипел на столе, горшок герани торчал перед окошком, на станах чернели замасленные картинки.

    В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли.

    Миновало лето, начались дожди.

    Посмотри на юг: тихо движутся зрелые нивы.

    Дорога стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

    Гремят отдвинутые стулья; толпа в гостиную валит.

Вариант для работы обучающихся.

    Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

    Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела.

    Как ни старался я укрыться плотнее ничего не помогало холодный воздух находил свою лазейку и сквозил то в плечо то в ноги.

    В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

    Тускло-жёлтый огромный самовар шипел и сипел на столе горшок герани торчал перед окошком на станах чернели замасленные картинки.

    В осеннюю пору хорошо в лесу воздух особенно свеж повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли.

    Миновало лето начались дожди.

    Посмотри на юг тихо движутся зрелые нивы.

    Дорога стала похожа на лунную поверхность каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

    Гремят отдвинутые стулья толпа в гостиную валит.

Вариант 1.

1. Укажите, в каком значении употребляется слово ХУДОЕ в предложении 7 :

(6) И вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро.

(7) Оно уж тогда было худое, в первую военную зиму.

1) имеющий тонкое, сухощавое тело
2) жалкий
3) плохой, дурной
4) дырявый, ветхий

2. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове БЕСКОРЫСТНАЯ согласный звук [т] является непроизносимым.
2) В слове НАЙДЁШЬ Ь (мягкий знак) служит для обозначения мягкости согласного [ш].

3) В слове БЛИНДАЖЕ все согласные звуки звонкие.
4) В слове ДРУЗЬЯ количество букв равно количеству звуков.

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) накалялось
2) фронтовику
3) сообразительный
4) сгоревшей

4. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости последующего согласного?

1) обвалились
2) растащили
3) сгоревшей
4) подхватил

5. В каком слове правописание суффикса

1) серебряный

2) оловянный

3) вынесена

4) торжественный

6. Замените словосочетание «дружба без корысти» , построенное на основе управления согласование.

7. Среди предложений № 15 – 17 найдите бессоюзное сложное предложение . Напишите его номер.

(15) Особенно ярко проявилась эта фатальная зависимость в 2001 году, когда социальные взрывы с участием тысяч и тысяч людей буквально перемежаются с катастрофическими взрывами в природных условиях Земли. (16) Войны на Балканах, чеченские события, палестино-израильский конфликт, афганские распри, африканские столкновения - с одной стороны; одновременно случаются непрерывные землетрясения, наводнения, тайфуны, извержения - с другой. (17) Великий ученый В. Вернадский предложил свою нашумевшую гипотезу ноосферы, созданной интеллектом, трудом, энергетикой бесконечной смены человеческих поколений.

8 . Среди предложений № 6 – 10 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер.

(6) Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (7) Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. (8) Для первобытного человека «людьми», как нам известно, были лишь члены его племени. (9) Все остальные были врагами или злыми демонами. (10) Для греков все не греки были варварами.

9. частями сложноподчинённых предложений .

Кажется, (1) не по дереву, (2) а по тугой струне стучит костяной молоточек. Я долго шел по ельнику, (3) пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, (4) как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения .

Но есть ведь и другие тесты, (1) и по ним определяют настоящего человека. Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, (2) отвагой и белозубостью, (3) значит, (4) он отрицательный.

11. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Ольга Ивановна и её друзья были не совсем обыкновенные люди: каждый из них был чем-нибудь замечателен, имел уже имя и считался знаменитостью
.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывается не следствие того, о чём говорится в первой части.

12 . Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Замечательный человек и учёный Н.Н. Миклухо-Маклай занимает среди великих путешественников XIX века особое место: он исследовал быт и нравы народов, о которых европейцы ничего не знали.

У зайцев шерсть побелела – зима близко.

1) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

4) Вторая часть сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.

14. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Будет солнце – пойдём гулять.

2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

1) Тёплым вечером потянуло смолк далёкий гул поле тусклое уснуло.

2) Дневные звёзды никогда не видны их затмевает солнце.

3) Воды бояться в море не бывать.

4) Над курганами, рождённое теплом, дрожит, струится марево острог, зелёное жало травяного листка, отталкивая прошлогодний стебелёк, стремиться к солнцу.

Контрольное тестирование в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Вариант 2.

1 . Укажите, в каком значении употребляется слово «дико» (предложение 12 ).

(12)Так захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город!

1) испуганно
2) сильно
3) нелепо
4) странно

2. Укажите верное суждение.

1) В слове ПОДЪЕЗДЕ все согласные звуки твёрдые.
2) В слове ПРИСЛУШИВАЯСЬ звуков меньше, чем букв.
3) В слове ОТГРЫЗАЕТ второй звук – [д].
4) В слове НОЧЬЮ Ь (мягкий знак) обозначает мягкость согласного [ч’].

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) опереться
2) обижайте
3) стремления
4) обнаружил

4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»?

1) прислушиваясь
2) превозмочь
3) прижался
4) прилечь

5. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) ценные

2) собрана

4) раненый

6. Замените словосочетание «дружба детей» , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование.

7. Среди предложений № 4 – 6 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер.

(4) Но есть ведь и другие тесты, и по ним определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А «косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка актёра в кино несут в себе исключительно положительный заряд.

8 . Среди предложений № 8 – 17 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер . (8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку, поахала.

(10) - Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка - это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12) И она была по-своему права.

(13) Ехал на машине усатый дядька.

(14) - Ух ты... (15) Прямо картинка... (16) Шикарно! (17)Он остановил машину, вылез из-за руля….

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Каков должен быть объем тех знаний, (1) которые нужны человеку, (2) чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя. Но мне кажется, (3) очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование - это то, (4) что остается, (5) когда все выученное забывается».

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, (1) которую никто, (2) видимо, (3) не смог достать. Влюбленный был высокого роста, (4) он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

Все равно последняя кисть, (5) и она уже дереву не поможет... А Люсенька обрадуется.

11 . Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

12. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Полководец Суворов не возражал против униформы 1786 года: простая, удобная, функциональная, она как нельзя лучше отвечала духу его системы военного обучения.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

13. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Не рыбацкий парус малый – корабли мне снятся.

1) Первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

4) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

14. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Взойдёт солнце – сразу в путь.

1) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части

4) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

15 . Укажи, какой знак необходимо поставить между частями сложного предложения.

1) Дорога стала веселей весна поёт из всех оврагов.

2) Учись доброму худое на ум не пойдёт.

3) Колосья тихо бьют по лицу васильки цепляются за ноги ромашки приветствуют.

4) Весенний воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

Упражнение 1.

Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:

1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.
2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
3) Всё вокруг побелело.

Упражнение 2.

Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Обратите внимание на знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.

1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго - устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна - запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов)

Упражнение 3.

Спишите, вставляя знаки препинания и обозначая грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

1) Острый язык дарование длинный язык наказание. 2) Родное место мать родная а чужбина мачеха. 3) Терпение одно из жизненных сокровищ. 4) С молодыми посидеть самому помолодеть. 5) Для кого труд радость для того жизнь счастье. 6) Чужой человек в доме колокол. 7) Один в поле не воин. 8) Доброе начало половина дела. 9) Привычка вторая натура. 10) Голова без знаний как фонарь без свечи. 11) Не исправить ошибку совершить новую. 12) Дружба с хорошим человеком лунный свет дружба с плохим змеиный яд. 13) Наскоро делать переделывать. 14) У лжи ноги коротки. 15) Ум одежда которая никогда не износится. 16) Знание родник который никогда не исчерпаешь. (Пословицы)


Упражнение 4.

Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передаёт смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути, не придут к тебе подруги вместе вечер провести. (М. Исаковский) Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели... (И. Тургенев) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо. (М. Горький) Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов) Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика. (М. Горький) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. (Н. Гоголь) Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника вышел в свет, зацвёл в сентябре и цвёл до морозов. (М. Пришвин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (По¬словица) Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор ко¬ляска. (А. Пушкин) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. (И. Тургенев) Не сули журавля в небе - дай синицу в руки. (Пословица) Ты запела песню светлую - колокольчики звенят! (Л. Ошанин) Ехал сюда - рожь только начинала цвести. (М. Пришвин)

Упражение 5.

Спишите, обозначая грамматические основы. Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения. Проведите синтаксический разбор одного бессоюзного предложения (на выбор).

1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка - шарф собственного вязания. (М. Горький) 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 3) Ругаться будут - не бойся. (Ф. Гладков) 4) Он гость - я хозяин. (Э. Багрицкий) 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин) 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов) 8) Наступила тишина - природа словно подозрительно прислушивалась. (В. Вересаев) 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. (П. Коган)

Упражнение 6.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах? Почему?

Понаблюдайте за интонацией. В сложных бессоюзных предложениях интонация должна быть более отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, резкой паузой (на месте тире) и понижением голоса во второй. Запишите сложные бессоюзные предложения, комментируя расстановку знаков препинания. Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений.

1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди.

Упражнение 7.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Обратите внимание на интонацию. В сложных бессоюзных предложениях она должна быть более отчётливой: с большой паузой на месте двоеточия и характерной объясняющей интонацией при чтении второй части. Какое предложение нельзя преобразовать в сложное бессоюзное и почему? Запишите сложные бессоюзные предложения, объясните постановку знаков препинания.

1) Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте) 2. Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов) 3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. Карамзин) 4. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л. Толстой)

Упражнение 8.

Перепишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы. Объясните постановку знаков препинания.

1) Я воспитан природой суровой, мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок (Заболоцкий). 2) Снуют пунцовые стрекозы, летят шмели во все концы, колхозницы смеются с возу, проходят с косами косцы (Пастернак). 3) Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий). 4) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн). 5) Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий). 6) Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).

Упражнение 9.

Перепишите предложения, составьте схемы. Определите смысловые отношения между частями бессоюного сложного предложения.

1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка (Лермонтов). 2) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен (Куприн). 3) Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. 4) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 5) Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар (Паустовский).

Упражнение 10.

Перепишите предложения, составьте схемы. Объясните постановку тире.

1) Ветер подул с юга - будет дождь (Горький). 2) Его глаза никогда не смотрят просто - они все высматривают да подсматривают (Тургенев). 3) Засыпая, вздрагивают вершины деревьев - на землю сыплются капли дождя (Горький). 4) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо - ответа не было (Антокольский). 5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой - сон сразу прошел (Паустовский). 6) Пришло лето - он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Достоевский). 7) Спесивому кланяться - он пуще чванится (пословица).

Тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2)То солнце светит, то идёт дождь.
3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.

2. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный - год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь

3. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
4) Наступила ночь, но было светло.

4. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Где любовь и совет, там и горя нет.
2) Наступила ночь, но было светло.
3) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
4) Труд человека кормит - лень портит.

5. Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.




6.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Время красит, безвременье старит.

7. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.

8. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Время красит, безвременье старит.
3) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
4) Мир строит - война разрушает.

9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени

1) Был вечер, на небе блестели звёзды.
2) Не спеши языком - торопись делом.
3) Я доверяю любящим: они великодушны.
4) Стемнело - я зажёг лампу.

10. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия

1) Не спеши языком - торопись делом.
2) Я доверяю любящим: они великодушны.
3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь - людей насмешишь.

11. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич)
2) Услышит о каком-нибудь замечательном произведении - у него явится позыв познакомиться с ним. (И. Гончаров)
3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов)
4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда-то. (Г. Иванов)

12. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о войне очень мало. (Б. Зайцев)
2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А. Булгаков)
3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В. Гоголь)
4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко)

13. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.

1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения пояснения

14. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.

1) отношения перечисления
2) сопоставительные отношения
3) отношения причины
4) отношения пояснения

15. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Лето припасает - зима поедает.

1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) сопоставительные отношения
4) отношения пояснения

16. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Он шел рядом: таков был долг адъютанта.

1) изъяснительные отношения
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения перечисления

Тест для 9 класса по теме " Бессоюзные сложные предложения ".
Работа включает в себя 13 тестовых заданий с одним правильным ответом.
Русский язык 9 класс |

1. Найдите бессоюзное сложное предложение.
1) Любите книгу: она откроет вам много интересного 2) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил 3) Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём 4) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом
2. Найдите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности действий.
1) Злой плачет от зависти – добрый от радости
2) Закуковала кукушка – сей ячмень 3) Ум хорошо, а два лучше 4) Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми 3. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением сопоставления.
1) Много снега – много хлеба 2) Красные дни – сей пшеницу3) Труд человека кормит – лень портит 4) Ученый без трудов – дерево без плодов4. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Мир строит – война разрушает.
1) Первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором. 2) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом. 3) Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. 4) Содержание первого сравнивается с содержанием второго. 5. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой (знаки препинания не расставлены).
1) Вдалеке всё было в легком светлом тумане и мостовая в конце улицы блестела под солнцем как золотая и по ней прогуливались влюбленные пары 2) Ещё на вершинах гор догорал день но в ущелье отовсюду темно смотрела ночь3) Он встретил её взгляд спокойно но затем веки его дрогнули 4) Капитан иногда просыпался швырял через окно в шакалов принесенными днем камнями и странные мысли приходили ему в голову
6. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
1) Алешка поднялся заря еще не занималась
2) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно 3) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня
4) Зима недаром злится прошла ее пора
7. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно 2) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня 3) Алешка поднялся заря еще не занималась 4) Зима недаром злится прошла ее пора 8. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Князь Лыков не противоречил это было бы напрасно2) Красоту только тронешь небрежной рукой она исчезнет3) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза4) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя 9. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Искусство перевоплощения необходимо не владея им актер может остаться в спектакле всего лишь самим собой 2) Он чувствует чьи-то руки прикоснулись к его плечу 3) Ученые без трудов дерево без плодов 4) Желтые листья роняет осень красные летят по лесам
10. Укажите БСП со значением причины (знаки препинания не расставлены).1) Не легко вырастить плодовое дерево много оно требует труда и заботы 2) Молвит слово соловей поет 3) Выглянуло солнце и сразу потеплело4) На улице холодно и надо одеться потеплее 11. Укажите БСП со значением условия.
1) Зашло солнышко, все вокруг ожило 2) Сделал дело - гуляй смело 3) Лес молчит, в полях идет снег 4) Дождик кончился сразу, туча пошла дальше

12. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Есть желание учиться будет желание и время созидать 2) Светлеет воздух видней дорога яснеет небо 3) Не сули журавля в небе дай синицу в руки 4) Наташа не узнавала звезд созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания

13. Укажите неверное утверждение.
1) Между предложениями, входящими в состав БСП, могут ставиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие
2) Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, то между частями БСП ставится двоеточие
3) Запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты
4) Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяет один из его членов, то между частями БСП ставится тире

Ответы к тесту.
1 - 1; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 3; 5 - 1; 6 - 4; 7 - 4; 8 - 2; 9 - 3; 10 - 1; 11 - 2; 12 - 4; 13 -4

Похожие публикации