Смысловое значение слов. Смысловое значение значение слова это

Значения исходного словообразующего слова и

смыслового слова. Процесс чтения.

Павлов Виктор Васильевич.

Тульский политехнический институт.

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается, как строится словарная статья в словообразовательном словаре.

Приводится различие между смысловым словом и словообразующим.

Рассматриваются различие значений и признаков глаголов на примере слов «чтение» и «читать». Приводится определение категории «понятие». Сравнивается толкование слов «чтение» и «читать». Рассматривается, в общем, вопрос обучения чтению и иностранному языку.

Ключевые слова: словообразование, понятие, толкование слов, разбор слова, лексическое значение, признаки, процесс чтения, обучение, иностранный язык.

Key words: word formation, the concept, the interpretation of the words, parsing words, lexical meaning, characteristics, process of reading, learning a foreign language.

Рассмотрим, как строится словарная статья в словообразовательном словаре.

Словообразовательное гнездо – это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Гнездо – это совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово. Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности.

В одно гнездо объединяются слова, имеющие внешнее сходство, общую часть – корень, который выступает в них как носитель общего, для всей семьи слов, значения.

смелость

Смелый – смельчак

смелеть - осмелеть

Посмелеть

осмелиться

Однако чтобы объединить те или иные слова в одно гнездо, внешнего сходства недостаточно, необходимо иметь и внутреннее, смысловое сходство. Родство слов, образующих гнездо, заключается в их смысловой общности. Внешним показателем смысловой общности родственных слов является корень, внутренним смысловое слово.

Исходное словообразующее слово цепочки часто не является смысловым словом.

В гнездах зрелых слов (слов имеющих устойчивые морфологические признаки) всегда находится смысловое слово (смелость).

В толковании лексического значения слова участвует смысловое слово (понятие имеющее толкование), а в происхождении слов участвует исходное словообразующее слово и производные слова.

Рассмотрим, например, толкование слов «чтение» и «читать».

ЧТЕНИЕ, -я, ср.1.см. читать. 2. То, что читается, читаемое произведение, сочинение. Интересное, занимательное ч. 3. обычно мн. Собрание, на к-ром читают вслух (устар.). Литературные чтения. 4. мн. Цикл лекций или докладов в память выдающегося ученого, писателя. Ломоносовские чтения в университете.

ЧИТАТЬ, -аю, -аешь; читанный; несов. 1. что. Воспринимать написанное, произнося или воспроизводя про себя. Ч. книгу. Ч. вслух. Ч. про себя (не вслух). Ч. по слогам. Ч. бегло. Ч. на двух языках. Ч. с губ (у глухонемых: воспринимать словесную речь по движениям губ). 2. кого-что. Воспринимать зрительно и интеллектуально какое-н. произведение. Юноша много читает. Ничего не читает кто-н. Ч. ноты (перен.: различать их и воспроизводить их голосом или на музыкальном инструменте). Ч. географические карты, чертежи (перен,: уметь пользоваться). 3. перен.. что. Воспринимать, угадывать что-н. по внешним проявлениям. Ч. настроения по лицам. Ч. в сердцах (угадывать чьи-н. мысли, желания). Ч. сомнение на лице у кого-н. 4. кого-что. Произносить, декламировать (ка-кой-н. текст). Ч. стихи с эстрады. Ч. наизусть басни Крылова. 5. что. Произносить с целью поучения, наставления. Ч. нотации, нравоучения. 6. что. Излагать устно перед аудиторией. Ч. лекцию. Ч. курс русской литературы. 7. читай(те). Употр. в знач.: это нужно понимать так-то, это значит то-то. Нежелание вмешиваться - читай равнодушие. II сов. прочесть, -чту, -чтешь; -чтенный (-ен, -ена) (к 1, 2, 3, 4, 5 и 6 знач.) и прочитать, -аю, -аешь; -ита-нный (к 1, 2, 3, 4, 5 и 6 знач.). II многокр. читывать, наст. не употр. (ко 2 и 4 знач.). И сущ чтение, -я, ср. (к 1,2,3,4,5 и 6 знач.), читание, -я, ср. (ко 2 и 5 знач.) и прочтение, -я, ср. (к 1,4 и 6 знач.). Взять книгу для прочтения. II прил. читальный, -ая, -ое (ко 2 знач.).

ЧИТАТЬСЯ (-аюсь, -аешься. 1 и 2 л. не употр.), -ается; несов, 1. Быть таким, что можно читать (в 1 и 2 знач.); подвергаться чтению. Надпись читается с трудом. Роман читается с интересом. 2. безл., кому. О желании читать, о настроенности к чтению (разг.). В таком шуме не читается.

ЧИТАЛКА, -и, ж. (прост.). Читальня, а также читальный зал.

ЧИТАЛЬНЯ, -и, род. мн. -лен, ж. Учреждение, место, где посетители читают книги, периодику. Библиотека-ч. Университетская ч.

ЧИТАТЕЛЬ, -я, м. 1. Человек, к-рый занят чтением каких-н. произведений, к к-рому обращены произведения письменности. Внимательный ч. Ч. газет. Отзывы читателей о книге. Встреча автора с читателями. 2. Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зал для читателей. I) ж. читательница, -ы. II прил. читательский, -ая, -ое. Читательская аудитория. Ч. билет.

ЧИТКА, -и, ж. 1. Чтение вслух перед группой слушателей (разг.). Коллективная ч. газет. 2. Репетиционное чтение ролей (спец.). Застольная ч. (т. е. первое чтение за столом, не на сцене).

ЧТЕЦ, -а, м. I. Человек, к-рый читает; тот, кто занят чтением (устар.). 2. Человек, к-рый читает кому-н. вслух, вообще тот, кто читает вслух. 3. Артист, выступающий с художественным чтением. Конкурс чтецов. 11 ж. чтица, -ы (ко 2 и 3 знач.). II прил. чтецкий, -ая, -ое (ко 2 и 3 знач.). Чтецкая секция театрального общества.

ЧТИВО, -а, ср. (разг. пренебр-). Низкопробное, низкокачественное чтение (во 2 знач.).

«С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г».

С учетом смыслового слова «чтение» будет:

ЧТЕНИЕ - 1. Объект, информация (объект несущий информацию). Это то, что читается, читаемое. И соответствующие типы объектов – книги, собрания, цикл лекций и т.д.

Интересное, занимательное чтение. Литературные, Ломоносовские чтения. Лексическое слово. Читать чтение.

2. Действие, объект, информация. Действие, объединяющее процессы в мозгу человека связанные с восприятием текстовой информации. Чтение вслух. Читать вслух.

3. Действие, воспроизведение, информация. Воспроизведение информации из памяти. Чтение стихотворения (без использования текстовой информации). Чтец.

4. Понятие, действие, объект, информация. Это рецептивный вид речевой деятельности связанный с восприятием и пониманием информации. Содержится признак общности (понятия).

Смысловое, понятийное слово. Процессы в мозгу человека связанные с восприятием и обработкой текстовой информации.

Чтение – совокупность сложных психофизиологических процессов, посредством которых извлекается информация из графически зафиксированного текста. В чтении принимают участие зрительный, двигательный, слуховой анализаторы, с помощью которых человек реагирует на письменные графические знаки (буквы) и переводит их в слова, смыслы, значения.

Чтение имеет несколько лексических значений, в основе которых лежит понятие.

Действие, объединяющее процессы в мозгу человека связанные с восприятием текстовой информации. Понимание информации может и не происходить. Словообразующее слово.

Содержится признак конкретности. Что?

Объект. ЧИТАТЬСЯ 1. Быть таким, что можно читать (в 1 и 2 знач.); подвергаться чтению. Надпись читается с трудом. Роман читается с интересом. 2. безл., кому. О желании читать, о настроенности к чтению (разг.). В таком шуме не читается (не подвергается чтению).

«С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г».

ЧИТАЛКА – место, чтение, отношение (содержится выражение отношения к месту, где читают: снисходительная, уменьшительно-пренебрежительная).

ЧИТАЛЬНЫЙ – качество, место, чтение.

ЧИТАЛЬНЯ – место, чтение.

ЧИТАТЕЛЬ, -я, м. – Человек, чтение (про себя и вслух).

ЧИТКА, -и, ж. Действие, чтение (вслух). Сокращение от слова «читать».

ЧТЕЦ, -а, м. Человек, чтение (вслух).

ЧТИВО, -а, ср. Объект, информация, отношение (объект несущий информацию) (содержится выражение отношения к информации, к слову книга: отрицательно-пренебрежительная). Книга – информация, чтение.

Чтение книги. Чтение вслух. Чтение про себя (не вслух). Чтение по слогам. Чтение бегло. Чтение на двух языках. Чтение с губ и т.д. (Процесс).

А вот слово «чтение», в предложении не везде заменяется словом «читать».

Интересное, занимательное чтение. Интересное, занимательное читать чтение. Но, интересное, занимательное чтение читать? Говорит о разной зависимости и о разных признаках слов. Нарушение фонетической сочетаемости предложения.

При толковании слов, в словарях необходимо использовать смысловые слова (понятия-существительные и понятия-глаголы), а не словообразующие.

Имя существительное, как бы опредмечивает действие. И возникает смысловое слово – понятие-существительное «чтение» и словообразующее слово – понятие-глагол «читать».

Слово, взятое в отдельности, имеет не более одного значения, но потенциально в нем существует много значений, которые реализуются и уточняются в живой речи человека. Реальное употребление слова поэтому всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив с выделением одних и торможением других связей (Лурия, 1969, 1975). Л. С. Выготский пишет, что «реальное значение слова не константно. В одной операции слово выступает с одним значением, в другой оно приобретает другое значение» (Выготский, 1956. С. 369). Смысл слова является второй составляющей семантики слова. Под смыслом, в отличие от значения слова, понимается его индивидуальное значение, которое приобретает слово для человека в каждой конкретной ситуации.

А. Н. Леонтьев отмечал, что «значение представляет собой отражение действительности независимо от индивидуального личного отношения к ней человека» (Леонтьев, 1972. С. 290). Значение слова существует реально и осознается человеком в определенной деятельности, и в ней же слово приобретает смысл, т. е. субъективное для человека значение. Смысл изначально социален и выступает в роли фиксатора социального опыта. Например, профессиональный опыт - это устойчивый общественный опыт, поэтому ясно, что люди разных профессий употребляют одно и то же слово в разных значениях-смыслах. А. Н. Леонтьев писал, что «смыслу нельзя обучить, смысл - воспитывается», и он порождается не значением слова, а самой жизнью (Леонтьев, 1972. С. 292).

Важно отметить еще одно свойство смысла, о котором писал Л. С. Выготский. Это связь смысла со всем словом в целом, но не с каждым его звуком, точно так же как смысл фразы связан со всей фразой в целом, а не с отдельными ее словами.

Смысл слова зависит от всей совокупности знаний человека, его жизненного и эмоционального опыта, его личностных качеств. Поэтому смысл слова более подвижен, чем значение, динамичен и, по сути дела, неисчерпаем. Однако предпосылкой взаимопонимания людей является значение слова, поскольку оно является обобщенным отражением предметного объективного содержания явлений, оно фиксируется в системе языка и благодаря этому приобретает устойчивость.

Значение слова нельзя отрывать от звуковой стороны слова, как это было характерно для классической лингвистики. Звуки являются материальными носителями нематериального значения слова. А. А. Потебня писал по этому поводу, что «всякое слово как звуковой знак значения основано на сочетании звука и значения» {Потебня, 1905. С. 203).

Носителем значения всегда служит чувственный образ, материальный носитель слова - моторный, звуковой, графический. У взрослого носителя языка материальный носитель как бы стушевывается (но не исчезает) и почти не осознается, а на переднем плане всегда содержание слова, его значение. И только в некоторых случаях - в поэзии, при обучении языку (когда слово становится предметом действия) и при некоторых формах афазии слово как бы обессмысливается, утрачивает значение, и наоборот, начинает осознаваться его материальный носитель. Известно, что при разных формах афазии нарушаются разные материальные носители значения слова. Положение о материальных носителях слова в современной психологии речи позволяет понять механизм нарушения значения слов при афазии.

Знание и правильное понимание семантики слова, таких его составляющих, как значение и смысл, является важным средством и сильным орудием в руках афазиолога при изучении и преодолении афазии. В афазии недостаточно констатировать нарушение понимания слов, наличие вербальных парафазии и парагнозии, как это принято нередко в практике, необходимо точно установить что нарушается - понимание значения или понимание смысла слов - и что остается сохранным. Важно учитывать такую характеристику смысла, как его индивидуальность и связь с личностью, подвижность и многообразие смысла слова, с одной стороны, и устойчивость значения слова, его релевантность всему обществу, говорящему на данном языке, с другой стороны; эти знания позволят углубить наши представления о механизмах нарушения речи при афазии, позволят найти нужные методы преодоления дефекта речи. Благодаря значению (word meaning), которое несут в себе слова, речь приобретает еще одну важную, четвертую - когнитивную, познавательную - функцию. Далее, значение слова, его смысл могли появиться только благодаря и вследствие предметной отнесенности слова, являющейся важнейшей характеристикой слова и третьей составляющей его семантики.

Слово замещает вещи - предметы, объекты, явления, оно представляет их, обозначая сам предмет или его свойства, признаки, качества. Предметная отнесенность слова лежит в основе пятой - номинативной - функции речи. С. Л. Рубинштейн писал, что слово, являясь отражением предмета, связано с ним внутренней связью по общности содержания. Эта связь опосредована через обобщенное содержание слова - через понятие или образ. Нельзя расчленять значение слова и его предметную отнесенность - они взаимосвязаны. Это два последовательных звена в процессе употребления слова (Рубинштейн, 1946). Эта функция речи более, чем другие ее стороны, связана с чувственной основой слова. Номинативная функция речи, считал Л. С. Выготский, не есть семасиологическая, осмысливающая. «Слово выполняет здесь функцию номинативную, указывающую. Оно указывает на вещь. Другими словами, слово является здесь не знаком некоторого смысла, с которым оно связано в мышлении, а знаком чувственно данной вещи…» (Выготский, 1956. С. 194).

Значение и смысл слова - Значение слова с психологической стороны есть не что иное, как обобщение, или понятие. Значение слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка. Смысл слова представляет собой совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову. Смысл слова оказывается всегда динамическим, текучим, сложным образованием, которое имеет несколько зон различной устойчивости. Значение есть только одна из зон того сложного смысла,который приобретает слово в контексте какой-либо речи, и притом зона, наиболее устойчивая, унифицированная и точная.

Слово в различном контексте легко изменяет свой смысл. Значение, напротив, есть тот неподвижный и неизменный пункт, который остается устойчивым при всех изменениях смысла слова. Обогащение слова смыслом, который оно вбирает в себя из всего контекста, и составляет основной закон динамики значений.

Значение есть устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей, причем эта система может иметь разную глубину, обобщенность, широту охвата обозначаемых им предметов, но она обязательно сохраняет неизменное ядро - определенный набор связей.

Взрослый человек располагает обоими аспектами слова: его значением и его смыслом. Он знает устоявшееся значение слова и вместе с тем может каждый раз выбирать нужную систему связей из данного значения в соответствии с ситуацией.

В процессе онтогенеза предметная отнесенность слова является продуктом длительного развития. На ранних этапах слово вплетено в ситуацию, жест, мимику, интонацию и только при этих условиях приобретает свою предметную отнесенность. Затем предметная отнесенность слова постепенно освобождается от этих условий, и лишь на последующих этапах развития ребенка слово приобретает четкую устойчивую предметную отнесенность. Но значение слова развивается даже и после того, как предметная отнесенность достигла своей устойчивости. Это означает, что наше сознание меняет смысловое и системное строение. На раннем этапе развития ребенка оно носит аффективный характер, отражая мир первым делом эмоционально. На следующем этапе сознание начинает носить наглядно-действенный характер, и только на завершающем этапе сознание приобретает отвлеченный вербально-ло-гический характер.

Другие новости по теме:

  • Джозеф О Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование >> КОММУНИКАЦИЯ Коммуникация - это многогранное слово, которое включает в себя любое взаимодействие с другими людьми: случайный разговор, убеждение,...
  • Речевое упражнение "Секретное значение слов-паразитов"
  • С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ. ФУНКЦИИ РЕЧИ Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формир...
  • До того как перейти к основной теме, следует ввести одно поня­тие, которое сыграет значительную роль во всем дальнейшем рассу­ждении.

    Рядом с понятием значения, в современной психологии приме­няется понятие смысла, которое играет решающую роль для анализа важнейших сторон проблемы языка и сознания.

    Для классической лингвистики «значение» и «смысл» были почти синонимами и, как правило, применялись однозначно. Лишь в самое последнее время в зарубежной психологии и психолингвисти­ке стали различаться два аспекта понятия значения слова: «рефе­рентное» значение, т.е. значение, вводящее его в определенную ло­гическую категорию, и «социально-коммуникативное» значение, отражающее его коммуникативные функции (Халлидей, 1970, 1975; Ромметвейт, 1974; и др.).

    В советской психологии различие «значения» и «смысла» было введено несколькими десятилетиями раньше - еще Л. С. Выготским в его классической книге «Мышление и речь», которая впервые была опубликована в 1934 г. и приобрела широкую известность.

    Под значением мы понимаем объективно сложившуюся в про­цессе истории систему связей, которые стоят за словом. Например, за словом «чернильница» стоит значение, на котором мы останавли­вались выше. Как мы уже говорили, слово «чернильница», которое сложилось в общественной истории, обозначает нечто, имеющее отношение к краске (черн-), к орудийности (-ил-), к вместилищам (- ниц-). Таким образом, это слово не только указывает на определен­ный предмет, но и подвергает его анализу, вводит его в систему объ­ективных связей и отношений.

    Усваивая значения слов, мы усваиваем общечеловеческий опыт, отражая объективный мир с различной полнотой и глубиной. «Значение» есть устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей, причем эта система может иметь только разную глубину, разную обобщенность, разную широту охвата обо­значаемых им предметов, но она обязательно сохраняет неизменное «ядро» - определенный набор связей.

    Рядом с этим понятием значения мы можем, однако, выделить другое понятие, которое обычно обозначается термином «смысл». Под смыслом, в отличие от значения, мы понимаем индивидуальное значение слова, выделенное из этой объективной системы связей; оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному мо­менту и к данной ситуации. Поэтому если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл» - это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации.

    Обратимся к примеру, иллюстрирующему это положение. Сло­во «уголь» имеет определенное объективное значение. Это черный предмет древесного происхождения, результат обжига деревьев, имеющий определенный химический состав, в основе которого ле­жит элемент С (углерод). Однако смысл слова «уголь» может быть совершенно различным для разных людей и в разных ситуациях. Для хозяйки слово «уголь» обозначает то, чем разжигают самовар или что нужно для того, чтобы растопить печь. Для ученого уголь - это предмет изучения, и он выделяет интересующую его сторону этого значения слова - строение угля, его свойства. Для художника - это инструмент, которым можно сделать эскиз, предварительный набро­сок картины. А для девушки, которая испачкала белое платье углем, слово «уголь» имеет неприятный смысл: это что-то, что доставило ей в данный момент неприятные переживания.

    Значит, одно и то же слово имеет значение, которое объективно сложилось в истории и которое потенциально сохраняется у разных людей, отражая вещи с различной полнотой и глубиной. Однако на­ряду со значением каждое слово имеет смысл, под которым мы име­ем в виду выделение из этого значения слова тех сторон, которые связаны с данной ситуацией и аффективным отношением субъекта.

    Именно поэтому современные психолингвисты с полным осно­ванием считают, что если «референтное значение» является основ­ным элементом языка, то «социально-коммуникативное значение» или «смысл» является основной единицей коммуникации (в основе которой лежит восприятие того, что именно хочет сказать говоря­щий и какие мотивы побуждают его к высказыванию) и вместе с тем основным элементом живого, связанного с конкретной аффективной ситуацией использования слова субъектом.

    Взрослый культурный человек располагает обоими аспектами слова: и его значением, и его смыслом. Он твердо знает устоявшееся значение слова и вместе с тем может каждый раз выбирать нужную систему связей из данного значения в соответствии с данной ситуа­цией. Легко понять, что слово «веревка» для человека, который хо­чет упаковать покупку, имеет один смысл, а для человека, который попал в яму и хочет выбраться из нее, это средство к спасению. Только при некоторых нарушениях психики, например при шизоф­рении, резко страдает возможность выбрать смысл, соответствую­щий ситуации, и если человек, который упал в яму и которому бро­сили веревку, будет рассуждать о качествах веревки, скажем, о том, что «веревка - это вервие простое», и будет резонерствовать вместо того, чтобы действовать, это будет свидетельствовать о явном от­клонении его психики от нормы.

    Итак, в слове наряду со значением, включающим предметную отнесенность и собственно значение, т. е. обобщение, отнесение предмета к известным категориям, имеется всегда и индивидуаль­ный смысл, в основе которого лежит преобразование значений, вы­деление из числа всех связей, стоящих за словом той системы свя­зей, которая актуальна в данный момент.

    Обратимся теперь к основной интересующей нас теме и попы­таемся проследить, как формируется значение слова в процессе раз­вития ребенка.

    Значение и смысл

    Разобранные примеры свидетельствуют о том, что осмысление текста - сложный процесс. Вместе с тем он подчиняется определенным законам, обусловленным феноменальными особенностями работы человеческого мозга. Как же использовать эти законы для нашей задачи: научиться при быстром чтении глубоко и полно понимать текст? Чтобы найти пути решения этой проблемы, необходимо вначале решить вопрос о том, что следует понимать в читаемом тексте. Очевидно, некоторым читателям сам вопрос может пока­заться бессмысленным: понимать нужно все, что содержится в тексте. И вот здесь нас ожидает интересное открытие: текст весь, целиком читать не надо. Чтобы понять его, достаточно прочесть только некоторую его часть, которую можно условно назвать «золотым ядром» содержания. Это именно те 25% со­держания текста, которые остаются после исключения избыточности.

    Что же представляет собой «ядро»? Чтобы понять это, рассмотрим основ­ные семантические (смысловые) принципы построения текста. Как устано­вила современная лингвистика, тексты обладают единством внутренней ло­гической организации. Они строятся по единым логическим правилам связности изложения.

    Р ис. 11. Уровни сжатия текста

    Кроме того, как мы уже знаем, избыточность текстов до­ходит до 75%. Очевидно, «золотое ядро», о котором мы говорим, и несет основ­ную смысловую нагрузку. А если это так, то целевой процесс преоб­разования текста, т. е. его сжатие, при чтении можно условно считать выде­лением и формированием этого «ядра». На рис. 11 приведена блок-схема последовательности выполнения этой операции. Текст содержит определенную информацию, которую читатель в нем видит.

    При описании дальнейших преобразований будем исходить из семанти­ческой теории информации, разработанной советским математиком и линг­вистом Ю. А. Шрейдером. Согласно этой теории читатель, изучая инфор­мацию, сравнивает ее с тем объемом знаний (его еще называют тезаурусом), которым он располагает в данный момент, и дает оценку поступающей инфор­мации. Это означает, что если вначале читатель не понял текста, то текст не несет для него никакой информации. Если затем, спустя даже длительное время, получив новые знания, читатель вторично обращается к этому же тексту, то он уже извлекает из него нужную информацию. Что же происходит с ней дальше? В результате изучения текста читатель выделяет смысл, который затем преобразуется в значение. Прежде чем разбирать сущность происходя­щего далее процесса, необходимо дать объяснение: что же такое смысл и зна­чение? Впервые изучение понятий «смысл» и «значение» предпринял не­мецкий математик и логик Готлоб Фреге.

    В 1892 г. вышла его работа «О смысле и значении», которая до настоящего времени не потеряла своей актуальности. Г. Фреге определяет смысл как со­держание языкового выражения, т. е. это мысль, содержащаяся в словах. Зна­чением языкового выражения является тот сущностный предмет, который словесно зафиксирован в сознании человека. Например, значением слова Луна по существу является небесное тело или естественный спутник Земли.

    Согласно концепции Г. Фреге, отношение имени к тому, что оно называет или обозначает, является отношением называния, а вещь, которая называет­ся, является значением этого имени. Всякое имя всегда что-то называет (функция наименования, или номинации), и этим что-то является определен­ная вещь. Естественно, что могут быть и неназванные вещи.

    Таким образом, значение - это сущностное свойство имени, которое реализуется путем многообразного называния вещей. Смыслом Г. Фреге назы­вает различие в способе формального обозначения предметов именами. Со­четания слов типа Александр Пушкин, великий русский поэт, поэт, убитый Дантесом различны по смыслу, но одинаковы по значению. В языке вообще и в текстах в частности можно найти разные способы использования имен: педагог - преподаватель; врач - доктор; бегемот - гиппопотам и т. д. Эти примеры сообщают разные сведения об одном и том же. Смысл есть то, что передается и понимается в сообщении как социально значимая информа­ции и что при приеме сообщения должно быть понято однозначно. Два выра­жения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл, если эти выраже­ния различаются по структуре реализации текста. Рассмотрим выражения «5» и «3+2». Смысл в каждом из них различный, а значение-одинаковое.

    Обратимся вновь к рис. 11. Заключительные этапы преобразования фраг­мента текста включают выделение значения из полученного смысла. Озна­чает ли это, что всегда, в любом тексте есть все компоненты этой схемы? Совсем нет. Однако содержание каждого ее элемента идет по убывающей. В самом деле, тексты всегда содержат информацию. Немного можно найти бессмыс­ленных текстов. Но очень многие осмысленные тексты не содержат значения. В литературе по логике обычно приводят пример такого пустого выражения:

    понятие, выраженное словами король Франции, имеет смысл, но применитель­но к XX в. значения не имеет. Возможны ли научные тексты подобного со­держания? Для ответа достаточно узнать, есть ли значение в цитируемом тексте.

    Рассмотрим некоторый тотальный и, следовательно, уникальный эк­земпляр «А». Установление тождества экземпляра с самим собою можно рассматривать как отображение, приводящее образы «А» в соответствии с прообразом «А». Экземпляр «А» по определению может быть сопоставлен только с самим собою. Поэтому отображение является внутренним и, согласно теореме Стилова, может быть представлено в виде суперпозиции топологического и последующего аналитического отображения. Совокуп­ность образов «А» составляет точечную систему, элементы которой явля­ются эквивалентными точками... Как показал анализ, проведенный советским лингвистом И. П. Севбо, фор­мальная связанность и наукообразное звучание не уменьшают пустоты этого текста.

    Очевидно, теперь мы можем ответить на вопрос о том, что же следует чи­тать в текстах: нужно уметь находить значение.

    К

    ак же практически научиться выделять значение? Рассмотрим еще одно интересное явление. Как показал Н. И. Жинкин, мозг каждого человека уже обладает этой способностью, так как содержит программу выделения зна­чения в любом читаемом тексте, имеющем смысл. Эксперименты психологов! подтвердили, .что при обработке текста человеческий мозг всегда выделяет «ядерное» значение независимо от способа его формального выражения или смысла. Так, в одном из опытов группе испытуемых предлагалось нажимать специальную кнопку каждый раз, как только на экране появлялось словодоктор, и не реагировать на сигнал, если появлялись другие слова, даже сход­ные по начертанию, например диктор. Большинство испытуемых справились с

    Рис. 12. Фильтрующая способность мозга

    этим заданием. Затем без предупреждения на экране была показана над­пись врач. Практически все нажали кнопку, хотя по начертанию это слово никак не походило на слово доктор.

    Этот пример - доказательство того, что при восприятии текстовой ин­формации мозг реагирует не на языковую структуру слова, а на его содержа­тельную часть. Восприятие мозгом различных словосочетаний показано на рис. 12. Благодаря наличию алгоритмического фильтра мозг не пропускает (выдает на выходе 0) фразу «Лиловые идеи яростно спят». Для фразы «Моя твоя не понимай» формируется соответствующее выражение. И наконец, мозг реагирует одинаково на слова врач и доктор, тогда как для слова «диктор» на выходе также 0.

    Значение слова как единица изучения речевого мышления. Стадии развития значений слов (Л.С. Выготский). Методика «двойной стимуляции». Значение и смысл слов

    Единица анализа речевого мышления – психологический феномен, который одновременно является и речью, и мышлением – значение слов. Значение – это характеристика слова, с другой стороны – это обобщенное представление действительности. До появления человека речь и мышление эволюционировали отдельно и независимо друг от друга. Объединение их стало возможно благодаря возникновению в человеческом обществе языка. Речевое мышление возникло примерно в 2 года, когда дети начинают обладать языком. Как в онтогенезе развилось значение слова? Идея – моделирование естественных условий, в которых происходит овладение человеческими понятиями. 1) человек в окружающем мире сталкивается с различными объектами, которые могут быть сходны или отличны друг от друга по каким-то признакам. 2) человек в окружающем мире сталкивается со словами, которыми обозначают эти понятия. Понятие формируется в условиях возможного соотнесения различных слов с различными объектами, которые обозначаются этими словами. Выготский : В качестве единицы анализа высших форм мышления, отличающих человека от животных, следует выбрать значение слова, отражающее «единство общения и обобщения».

    Выготский и Лурия экспериментально обосновали положение, согласно которому типы речевого мышления характеризуются видами обобщений, которые фиксируются в слове. О типе мышления можно судить по структуре функционирующих в его речи значений. Тогда этапы развития значений (в социогенезе и онтогенезе) дают название формам мышления: синкретическое, комплексное и понятийное. Дети 3-12 лет: стадии развития речи : 1) стадия синкретов . Особенности: между геометрическими фигурами невозможно установить объективные связи. Трудно выявить объективные содержания значения слов, используемых детьми. Группировка на основе случайного признака. 2) стадия комплексов . При подборе геометрических фигур дети начинают ориентироваться на их объективные признаки. При этом, не 1 из этих признаков не является общим для всех обозначенных тем или иным словом фигур. Значение слов характеризуется определенным объективным содержанием, но его нельзя назвать понятием. Есть 5 видов комплексов : ассоциативный (дети подбирают фигуры по образцу сразу по нескольким сменяющим друг друга признакам), коллекция (они это делают не по принципу сходства, а по принципу дополнительности), цепной (дети начинают подбирать фигуры по одному признаку. Но в какой-то момент они меняют признак), диффузный (фигуры подбираются на основе общего глобального сходства), псевдопонятие (отобранные фигуры имеют хотя бы один общий признак). 3) стадия понятий . Обнаруживается хотя бы один общий признак + они осознают этот признак как общий. У детей понятия впервые возникают в виде потенциальных понятий. Их содержание характеризуется одним общим для какой-то группы предметов признаком. Развитие понятий завершается формированием истинных понятий, они составлены по совокупности общих признаков. Истинные понятия впервые появляются у детей к 11-12 годам.

    Методика двойной стимуляции – методика, первоначально разработанная Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым для изучения процесса образования понятий. В ней используются два ряда стимулов, из которых первый выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а второй – функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется. Так в эксперименте Выготского – Сахарова в качестве стимулов–объектов использовались фигуры различных цветов, формы, высоты и размеров, а в качестве стимулов–средств – слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными понятиями. Испытуемый должен был сформулировать понятие, постепенно раскрывая его признаки на основании отбора фигур, которые, по его мнению, выступали носителями данного понятия. При этом оказывалось возможным исследовать, как испытуемый применяет знаки для управления своими мыслительными процессами и как в зависимости от способа употребления слова протекает весь процесс образования понятий. В дальнейшем методика получила широкое методологическое осмысление как средство анализа развития и функционирования высших психических функций в целом.

    Процесс воплощения мысли в слово длится по времени и проходит 5 последовательных планов. Их можно рассматривать как определённые формы существования мысли . 1 план – план внешней речи. Мысль представлена в конечной форме – звуковом выражении. 2 план – план значения внешней речи. Мысль существует в значении, связанных друг с другом слов. 3 план – план внутренней речи. Внутренняя речь – речь для себя. Она не используется для передачи другим людям. Ей свойственны определённые характеристики, которые отличают её от внешней речи (1. внутренняя речь является предикативной. В ней отсутствует субъект, о котором что-то сообщается. Т.к. каждый человек знает, о чем высказывается. 2. она является сокращенной. Она состоит не из полностью произносимых слов или фраз, а из обрывков. 3. преобладание смысла над значением). 4 характеристики значения слова : 1) объективность. Значение слова существует в языке независимо от субъекта так, что субъект должен присвоить эти значения и овладеть ими. 2) устойчивость. Значение слова обладает неизменным содержанием. 3) универсальность. Одинаковые содержания значения слов для всех людей. 4) значение слов – такие содержания, которые существую только вне контекстов фраз. Смысл слова – характеристики противоположные значению слов. Смысл слова : субъективность. Содержание зависит от воли и желания субъекта; изменчивость; уникальность; возникает и существует только в контексте фраз. Смысл слова – это субъективные изменчивые и часто уникальные содержания слова, приобретаются им только в определенном контексте фраз. 4 план – план мысли. Мысль существует в чистом виде, без связи с внутренней и внешней речью. 5 план – план потребности – волевой сферы. Любая мысль, которой предстоит воплотиться в слова, возникает в связи с его потребностью.

    Значения являются одновременно: 1) предметом процесса мышления (содержанием того, о чем мы мыслим), 2) средством мышления (знак выполняет функцию орудия, позволяя выделять свойства объекта, фиксировать и устанавливать новые отношения), 3) продуктом мышления (в результате мышления вырабатываются новые значения).

    Определение и основные процессы памяти. Виды памяти; их возможности классификации. Модели памяти. Закономерности памяти: кривые забывания, закон «края рядя», память и деятельность, мотивация и запоминание.

    Память – психический процесс отражения опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

    Процессы памяти: 1) Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти впечатлений. 2) Сохранение – процесс переработки, обобщения и систематизации материала. 3) Воспроизведение (припоминание) – восстановление в памяти прежде воспринятой информации. 4) Забывание – процесс, ориентированный на удаление из памяти информации. У забывания есть положительная сторона – человек освобождает свою память для сохранения новой информации или забывает отрицательные события. 5) Узнавание – процесс памяти, в результате которого при восприятии информации возникает чувство знакомости.

    Виды памяти: 1) В зависимости от времени сохранения материала: мгновенная (3 секунды), кратковременная (7±2 секунды) является обязательным промежуточным хранилищем и фильтром, который перерабатывает самый большой объём информации. Кратковременная память очень тесно связана с долговременной, т.к. здесь отсеивается ненужная информация и остается полезная, оперативная (промежуточная) – время хранения информации рассчитано на решение задачи, долговременная . 2) В зависимости от преобладающего анализатора: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая, двигательная 3) Генетическая (врожденная) Прижизненная: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

    Законы памяти – общие закономерности, которые характеризуют работу и устройство памяти человека:

    1) Закон ассоциаций: чем больше разнообразных связей и ассоциаций будет выявлено между частями сложно устроенного материала, тем быстрее и лучше материал запомниться, дольше сохраниться и легче припомнится.
    Виды ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности: психические образования, которые возникли одновременно или последовательно, воспринимаются вместе.

    2) Закон Эббингауза: в первые часы после заучивания действует активный процесс забывания информации.

    3) "Эффект края": хорошо запоминается начало и окончание информации.

    4) "Эффект Зейгарник": гораздо быстрее забывается то, что касается завершенных дел, чем то, что касается незавершенных.

    5) Закон активного повторения при заучивании материала.

    Запоминание – процесс памяти, направленный на сохранение в памяти впечатлений.

    Воспроизведение (припоминание) – восстановление в памяти прежде воспринятой информации.

    Виды запоминания в зависимости от участия воли:

    1) Произвольное (есть цель – запомнить).

    Психологические условия: создание психологической установки; разумное во времени повторение; для эффективности важна внимательность.

    2) Непроизвольное (без цели, но при наличии интереса).

    3) Механическое (заучивание информации путем многократного повторения).

    4) Смысловое (основано на поиске смысловых связей в изучаемом материале).

    Воспроизведение информации происходит тем же путем, как происходило запоминание.

    1. Ассоционистическая теория . Ассоциация – связь, соединение, объяснительный принцип всех психических образований. Необходимое и достаточное основание для образования связи между 2 впечатлениями – одновременность появления их в сознании. Соответственно памяти – не как активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Типы ассоциаций – по смежности, по сходству, по контрасту. Запоминание – действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. Но связи образуются избирательно, и ассоцианизм не дает ответа на вопрос, чем детерминируется этот процесс.

    Представители асс. психологии – Эббингауз, Мюллер, Пильцеккер – первые попытки экспериментального изучения памяти. Основной предмет исследования – изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций. Важный вклад в науку – разработка Эббингауза и его последователей методов количественного изучения процессов памяти.

    2. Бихевиоризм . Глобальная задача – установление однозначных связей между стимулами и реакциями, проблема навыка. Память исчерпывается приобретением различных двигательных и речевых навыков; изучалась преимущественно в непроизвольной форме. Исследования произвольной памяти, центральная проблема – заучивание наизусть. В этих работах получили подтверждение и дальнейшее развитие известные положения о влиянии повторений на успешность заучивания, о его зависимости от объема и характера материала. Были получены новые факты о зависимости продуктивности запоминания от различного рода установок, мотивов.

    3. Гештальт-психология . Кёллер, Коффка, Вертгеймер, Левин. Основа образования ассоциаций – закон целостности. Целостное – не простая сумма элементов; целостное образование – гештальт – первично по отношению к входящим в него элементам. Ведущее условие запоминания – структура материала. Поэтому для запоминания неорганизованного, бессмысленного материала необходимо дополнительное исходное условие – намерение субъекта. Гештальт-психологи упускали из вида наиболее важную сторону процесса построения и закрепления образа – собственную деятельность человека. Между тем для запоминания имеет значение не столько сам по себе факт сходства или различия элементов, сколько действие человека, обнаруживающего эти сходства и различия.

    4. Личностные теории памяти – выявили ряд факторов, влияющих на протекания процессов памяти, особенно сохранения: активность, интерес, внимание, осознание задачи, а также сопровождающие протекание процессов памяти – эмоции.

    5. Идея социальной природы памяти человека . Жане, Выготский, Лурия, Леонтьев. Процессы памяти понимаются как социальная форма поведения, специфическое социально управляемое действие. Сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания (П. И. Зинченко, А.А. Смирнов).

    6. Структурная модель памяти . Сложная конфигурация взаимодействующих подсистем, которые обеспечивают выполнение основных функций памяти : фиксацию, переработку и воспроизведение мнемических содержаний в поведении и сознании. В современных структурных моделях выделяют следующие блоки (подсистемы): сенсорный регистр (сверхкратковременное хранилище информации очень большого объема. Задача – предоставить следующему блоку возможность классифицировать поступающую информацию и отправлять на дальнейшую переработку. Требуется, чтобы переживать мир как непрерывную целостность. Забывание связано с интерференцией и затуханием), распознаватель (часть долговременной памяти, вынесенная вовне. Превращение хаотичного потока информации в организованные осмысленные единицы. В ходе процесса распознавания, долговременная память предоставляет схемы познания (гипотезы эталонов, прототипов и черт)), рабочая память (блок памяти, в котором циркулирует информация, необходимая для осуществления текущей деятельности и/или присутствующая в сознании.), долговременная память (постоянное хранилище информации. Забывания как такового в долговременной памяти не существует).

    значение слова это:

    значение слова значе́ние сло́ва содержательная сторона слова; складывается из лексического, грамматического, иногда словообразовательного значений. Так, слова нежность и нежный различаются грамматическим значением; а нежный и снежный совпадают в грамматическом значении, различаясь лексическим. Значение слова изучается семантикой .

    Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

    Значение слова ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА . Понятия, которые ассоциируются (связываются) говорящими на к.-н. языке с представлением об известном звуке или звуковом сочетании, составляющем слово. З. С. может быть сложным, т.-е. распадаться в сознании говорящего на несколько З.; так, со словом «руку» в русском яз. связываются понятия: 1. об известном предмете мысли и 2. об известном отношении его к другим предметам мысли, обозначенным другими словами в том же предложении (З., вносимое формой винит, пад.). Первое З., т.-е. З. С. как знака предмета мысли без отношения его к другим предметам мысли, наз. основным, а то З., которое сознается, как видоизменяющее основное З., наз. формальным. И основное, и формальное З. слова отличаются известной неустойчивостью, подвижностью, способностью при каждом новом употреблении слова несколько видоизменяться. По отношению к основному З. эта неустойчивость объясняется сложностью самого основного З.; так З. слов, обозначающих предметы, как вместилища признаков, может распадаться на представления об отдельных признаках, входящих в состав сложного представления предмета. Так, говоря о дубе , мы можем думать о форме растущего дуба, об его листьях, желудях, цвете коры, цвете древесной массы, крепости, долговечности и т. д.; каждое из этих частичных представлений может являться в нашей мысли без сопровождения других представлений в качестве З. С. «дуб». Далее, то же название может переноситься и на другие предметы по сходству или смежности (метафорический или метонимический перенос З.). То же происходит и со словами, представляющими названия отдельных признаков предмета (ср. глагол «идти» в применении к человеку, поезду, часам, времени, делу и пр.). Частое употребление слова в к.-н. одном из непервоначальных З. может привести к вытеснению его из языка в первоначальном З., т.-е. к изменению З. слова.

    Н. Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

    Красивые слова о жизни со смыслом

    Ни один человек не может нас бросить, потому что изначально мы не принадлежим никому кроме нас самих.

    Смерть не страшна, а грустна и трагична. Бояться мертвых, кладбищ, моргов - верх идиотизма. Нужно не пугаться покойников, а жалеть их и их близких. Тех, чья жизнь прервалась, не дав свершить что-то важное, и тех, кто остался вечно оплакивать ушедших.

    А ведь случайных встреч не бывает… Это или испытание… или наказание… или подарок судьбы…

    Не стоит возвращаться к прошлому, оно всё равно никогда не будет таким, каким ты его помнишь.

    Если тебе что-то по-настоящему нужно, жизнь даст тебе это обязательно… Есть только один путь постижения - действовать.

    Цените тех, с кем можно быть собой. Без масок, недомолвок и амбиций. И берегите их, они вам посланы судьбой. Ведь в вашей жизни их - лишь единицы.

    Человеческая жизнь распадается на две половины: в течении первой половины стремятся вперед ко второй, а в течении второй обратно к первой.

    Иногда от счастья нас отделяет один звонок… Один разговор… Одно признание…

    Красивые слова со смыслом о любви



    Победители по жизни всегда думают в духе: я могу, я хочу, я. Неудачники, наоборот, сосредотачивают свои рассеянные мысли на том, что они могли бы иметь, могли бы сделать или что они не могут делать. Другими словами, победители берут всегда ответственность на себя, а лузеры винят в своих неудачах обстоятельства или других людей.

    Есть друзья, как еда - каждый день ты нуждаешься в них. Есть друзья, как лекарство, ищешь их, когда тебе плохо. Есть друзья, как болезнь, они сами ищут тебя. Но есть такие друзья, как воздух - их не видно, но они всегда с тобой.

    Время - великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.

    Когда тебе хорошо и весело тебя окружает множество людей, но стоит тебе загрустить или в жизни у тебя что-то случится и тебе действительно потребуется помощь…резко уменьшается количество людей и по-настоящему остаются те люди, которые ценят и дорожат тобой.

    Отпуская человека, который тебе очень дорог, ты всегда желаешь ему только лучшего, но, увидев его счастливым без тебя, твое сердце начинает медленно замирать…

    И сложно может быть. Но это жизнь. И стойко выдержать… И не сломаться… И улыбаться. Просто улыбаться.

    Жизнь настолько изменилась, а мир настолько испортился, что когда перед тобой чистый искренний человек, который хочет быть рядом, ты ищешь в этом подвох.

    Если жизнь теряет смысл - рискуйте.

    Даже после 100 неудачных попыток не стоит отчаиваться, ведь 101 может изменить жизнь.

    Красивые слова со смыслом короткие



    Ошибки - это знаки препинания жизни, без которых, как и в тексте, не будет смысла.

    Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою.

    Друг, достигший власти, — потерянный друг.

    Человек, который всю жизнь всегда и во всем считает виноватым не себя, а других, по-своему тоже несчастлив.

    Как правило, о человеке можно судить по тому, над чем он смеется.

    Все беды посланы нам для того, чтобы ища выход из них, мы начали свое духовное развитие и что-то изменили в себе в лучшую сторону.

    Все радости посланы нам для того, чтобы показать как прекрасна жизнь, когда мы на верном пути.

    Как басня, так и жизнь ценятся не за длину, но за содержание.

    Иногда полезно все потерять, чтобы понять, чего тебе действительно не хватает…

    Похожие публикации