Разбор евангелия от луки 4 глава. Толкование Евангелия от Луки

использованы комментарии Женевской Библии.

4:1,2 Иисус, исполненный Духа Святаго или наполненный святым духом:
Бог вмешательством свыше вложил в Иисуса, в помазанника своего, призванного на конкретное служение Богу - понимание его миссии и Свою силу для того, чтобы он мог успешно выполнить всё, что ему предстояло выполнить.

возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Этот дух побуждал его уединиться в пустыне, где никто не мог помешать ему переосмыслить своё земное предназначение, открывшееся ему через помазание святым духом.

Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни
Заметим, НИЧЕГО не ел вообще все 40 дней. А не так, как мы слышим о великом посте, что можно есть растительную пищу. Только при помощи святого духа возможно было выдержать 40 дней без еды и после этого пойти в Назарет и начать проповедовать грядущее Лето Господне благоприятное.

4:3-12 Испытание Иисуса дьяволом, смотри подробно разбор Матф 4:1 -10

И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
Если дьявол пытался побудить Иисуса соблазниться на его посулы и ради получения их - нарушить заповеди и принципы Бога, то христиане и подавно с этим столкнуться могут.

4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
Как бы ни были важны различные благотворительные акции, но по словам Христа, нужно ещё и словом Божьим людей кормить, то есть, нужно другим людям еще и проповедовать.

5-7 .. Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
наглядно видно из слов самого дьявола, КОМУ принадлежит власть над народами и царствами в веке этом нечестивом: дьяволу.
Вот потому-то и процветает сейчас нечестивый: о своих - бог века сего заботится, а чужих (Божиих) – только и ищет для того, чтобы поглотить (2Тим.3:12,13)

7 итак, если Ты поклонишься мне, то все будет
Не сам по себе поклон интересен был дьяволу, как многие сегодня бьют поклоны пред теми, кого боготворят. А ПОСЛУШАНИЕ ему - вот что означает «поклонение».

9-12 если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Интересное место: сатана давал Иисусу «основанный на Библии совет» . Выходит, если в какой-либо публикации будут ссылки на Библию - это ещё не значит, что она от Бога. Да и советы, как видно, даже основанные на Библии - автоматически полезными не становятся. Всегда нужно размышление над ВСЕМ Писанием подключать, чтобы понять, как на тот или иной совет применительно к нашему конкретному случаю смотрит Бог.

Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
Не мешает помнить, что д ьявол хорошо знает Писание и то, что ничем иным невозможно Божьего человека заинтересовать, как только цитированием Писания.
Но Иисус знал не только Писание, а также - ДУХ своего Отца, поэтому с лёгкостью различил, где – предложение поступить по духу Отца, а где - просто бездумное цитирование Писания с целью ввести в заблуждение.
Нужно очень близко быть знакомым с Отцом, чтобы научиться различать:
а потребовал бы от нас ОТЕЦ то, что требуют некоторые, цитирующие Писание?

4:13 И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.
Попробовав несколько вариантов соблазнов и увидев, что Иисус ни на один из них не «клюнул», дьявол понял, что нужно подождать более удобного случая для очередного нападения.

4:14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; успешное выстаивание в испытаниях закаляет Божьего служителя и укрепляет силу святого духа в нём. В то время, как согрешение, напротив, ослабляет силу действия святого духа в человеке и если не остановиться в согрешениях - святой дух можно и вовсе потерять.

4:15,16 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
Б
ыло у Иисуса обыкновение (привычка) на встречи собрания своих соверующих ходить, несмотря на то, что там на тот момент процветали книжники и фарисеи.
Хорошие и правильные привычки автоматически и из ниоткуда не появляются: их закладывает процесс воспитания с детства, ведь родители Иисуса были богобоязненными людьми.
Но если наши родители не смогли привить нам полезную и правильную привычку посещать встречи собраний своих соверующих, то и самим над этим потрудиться возможно, было бы желание.

4:17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: В 1 веке собрания в народе Бога были устроены так, что, как видим, даже сын плотника, не прошедший специального духовного обучения в высших заведениях, имел возможность выйти на сцену синагоги и прочитать из слова Бога то, что желал разъяснить народу.

4:18,19 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня
Святой дух, посылаемый помазанникам в помощь от Бога в момент призвания на какое-то дело, как правило, посылается для определённых целей: тот, о ком читал Иисус Христос в синагоге, должен был при помощи святого духа делать следующее:
благовествовать нищим Имеется ввиду - проповедовать духовно нищим, нуждающимся в слышании слова Божьего.

и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, ободрять словом Божьим и вселять надежду в тех, кто находится в отчаянных обстоятельствах

проповедывать пленным освобождение - людям, пленённым грехом и смертью - проповедовать освобождение от них

слепым прозрение духовно слепые и мало что понимающие в намерениях Бога должны были при помощи этого помазанника многое понять

отпустить измученных на свободу истина Бога должна была бы освободить всех рабов греха и смерти - от гнёта этого бремени, давая надежду на будущее

проповедывать лето Господне благоприятное. Проповедовать наступление благоприятного времени для человечества. С приходом Христа в мир это благоприятное время наступило в том смысле, что благодаря ему у всех появилась надежда попасть в Божий новый миропорядок в будущем.

4:20,21 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел;
Иисус выждал паузу, наблюдая, заинтересуется ли кто-то тем, что он прочитал.

и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
И только после того, как увидел интерес в глазах, начал пояснять, к чему он всё это прочёл:
И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами
Иисус не сказал, что пророк здесь написал о нём. Слушающие сами должны были бы догадаться о том, ЧТО именно исполнилось из слов пророка - ныне, на Христе Иисусе.

4:22 -24 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Интересно: то, что исходили от Иисуса Христа слова благодати - это заметили слушающие его.
Но не поверили своим ушам, ибо говорил - кто? Всего лишь хорошо известный сын плотника.
Что доброго может исходить от сына плотника? Да ничего.
Вопросов никаких ему не задали, но даже и не подумали, что

Христос сейчас сказал им о том, что именно он - тот помазанник Бога, которого предсказал Исаия. В них изобразилось лишь удивление услышать из уст сына плотника такие благодатные слова - и не более того.
Никто и подумать не мог, что Иисус только что прочёл о себе самом. Его воспринимали с лицеприятием, как сына плотника и только. Поэтому Иисус и сказал:
истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

4:25,26 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии … и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
Он объяснил, что именно поэтому в древности Бог послал Своего пророка Илию не к иудейским вдовам, а в Сарепту Сидонскую: там быстрее в нём увидели пророка Божьего, нежели свои соотечественники, настроенные скептически и с большим недоверием относящиеся к тем, кто называет себя пророком Бога.
Неужели в Израиле не нашлось ни одной благочестивой вдовы, которая согласилась бы прокормить пророка Бога? Не нашлось, выходит: недоверие и меркантильный интерес (а что я буду с этого иметь) поглотили весь Израиль того времени. Парадокс, но среди язычников Иегова нашёл вдову, доверившуюся Его пророку, а в среде народа Иеговы - не нашёл.

Чем отличалась вера вдовы-язычницы из Сарепты Сидонской? У неё оставалась последняя порция муки и масла, чтобы накормить своего сына и себя. А пророк Илия по сути сказал ей так: "отдай хлеб из последней муки - мне, тогда Бог и тебе поможет " (3Цар.17:11-13). Она не стала колебаться, не подумала, что пророк её обманет и они с сыном потом умрут от голода, а полностью доверилась ему и отдала Илию последнее из того, что у неё было. Такого доверия к пророкам Иеговы, какое проявила финикиянка, не имеющая правильных знаний об Иегове - не было ни у одной женщины среди народа Иеговы того времени.

4:27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
Так же и этим примером из 4Цар.5:1-27 о доверии Неемана словам пророка об исцелении, Иисус показал своим соотечественникам, что, по сути, некоторые язычники, далёкие от знаний о Боге и Его намерений - быстрее ориентируются в том, кто пред ними и проявляют больше веры в пророков Бога, чем изучающие закон Божий в синагогах.

4:28,29 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
реакция неадекватная: всего лишь за сравнение их с язычниками и за слова, которые им не понравились, эти верующие готовы были убить Иисуса Христа, настолько плачевным было духовное состояние этих «праведников».

Но представим, как чувствовал себя Иисус? Почему спокойно дал выгнать себя из города, затащить на гору и не отстаивал свои права говорящего правду в синагоге? Почему не привлёк общественность Рима и не стал доказывать, что эти иудеи набросились на него ни за что?
Потому, что это - не Христовы методы: не прекословил и шёл «два поприща», когда требовали одно. В этом – Христос, сын Божий.

4:30-32 Он, пройдя посреди них, удалился. И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью. В Капернауме больше прислушались к тому, что он говорил и обратили внимание на его удивительное умение убеждать со властью уверенного в себе знатока того, о чём он говорил.

Слово, сказанное НЕ со властью - всегда неуверенное, с элементами сомнений типа «вероятно», «возможно» и т.д. Хотя бывает и так, что многие глупости сегодня высказывают весьма уверенно.
Как отличить в таком случае глупость от истины Божьей? Сравнивая то, чему учат с тем, что говорит Библия.

4:33-35 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
Духи нечистые в отличие от иудеев, считающих себя чистыми и праведными, узнавали в Иисусе Христе Божьего посланника. Но Иисус не хотел, чтобы через духов бесовских он был явлен миру как Божий посланник: народ Бога сам должен был бы распознать в нём своего спасителя.
Поэтому Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди [синагоги], вышел из него, нимало не повредив ему.

4:36,37 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
Никто, как видим, не воспринял серьёзно слова бесноватого о том, что Иисус - святой Божий. Иначе не стали бы теряться в догадках. Просто испугались тому, что Иисус обладает властью над демонами, но в голову не пришло поразмыслить, а почему же он это делает с бесами?
И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

Так и сегодня, от «бесноватых» - от ведущих нечестивый образ жизни - слово Божье серьёзно не воспринимается из-за возникновения простого вопроса: «зачем этот «бесноватый» проповедует то, что сам не исполняет и во что сам не верит? Значит, просто говорит глупости.»

4:38, 39 Случай исцеления Иисусом по ходу и между делом тёщи Петра: исцелённая тёща не стала заниматься своими личными делами, но служила призванным Божьим, чем могла.
Так и исцелённый духовно - не для своих личных нужд исцеляется, но думает о том, как своим исцелением послужить Господу.

4:40,41 Исцеление и изгнание бесов, так и норовящих всем прокричать, что Христос - святой Божий. Иисус каждому из них это категорически запрещал (4:36,37)

4:42,43 Когда же настал день, Он, выйдя [из дома], пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Народу Капернаума понравилось общество Иисуса Христа. Да и Христос видел благодарный народ, никто его не гнал, ни идейных, ни религиозных врагов себе там не нажил, всё было мирно и спокойно, народ был бы рад так и остаток дней своих провести, не понимая, что Иисус совсем не для этого был послан на землю:
Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.

Эти слова Христа о себе самом и об одной из главных целей своего визита на землю - может помочь многим христианам заметить, что Иисус без проповеди о Царстве Бога - немыслим так же, как, например, дым без огня.
Главная его задача сводилась к проповеди о Царстве Бога для того, чтобы исполнились слова пророчества Исаии о предназначении помазанника Божьего, благовествующего людям будущее освобождение от греха и смерти и лето Господне благоприятное. Всё это принесёт людям Царство Бога: будущая система вещей Бога, в которой подданным земли будут помогать жить праведно и счастливо - небесные правители.

И если христианин не проповедует о Царстве Бога и не считает это необходимой обязанностью своею, то он не идёт по следам Христа, для которого проповедь о Царстве Бога - была намного важнее спокойной налаженной жизни в хорошем обществе благодарных людей.

4:44 И проповедывал в синагогах галилейских .
Иисус ушёл из Капернаума и проповедь о Царстве Бога зазвучала по всем синагогам Галилеи.
Заметим, что Иисус проповедовал Дому Божьему - в собраниях Божьего народа, тем, кто уверенно считал себя служителем Бога.
Первое его пришествие ознаменовалось тем, что сначала о грядущих переменах смены эпох (христианская эра должна была прийти на смену дохристианской) был предупреждён народ Иеговы и лишь затем, после того, как этот народ был обойдён Христом и позже - апостолами, проповедь о грядущих переменах в жизни человечества и новом христианском пути жизни зазвучала и для тех, кто пребывал вне Дома Божьего и Иегове не поклонялся.

То же произойдёт и во втором пришествии Христа: сначала о втором пришествии Христа, о грядущей и приближающейся смене эпох (эра правления Бога придёт на смену эре нечестивого века) будет предупреждён Дом Бога - собрания Божьего народа, светильники, находящиеся в ведении Иисуса. В первую очередь, суд с них начнётся и им предоставится возможность понять, что они - кое в чём заблуждаются, обратиться и раскаяться до Армагеддона (Откр. 1:20,2 и 3 главы; 1Петра4:17,18).

А затем, о втором пришествии Христа и близком Армагеддоне будут предупреждены и остальные жители земли, но не только через проповедь, а также через различные стихийные бедствия и необычные явления на земле (Откр.6,8,9 главы)

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
2. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
3. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
5. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6. и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7. итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.
8. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи».
9. И повел Его в Иерусалим , и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10. ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11. и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».
12. Иисус сказал ему в ответ: сказано: «не искушай Господа Бога твоего».
13. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.
14. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
15. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
16. И пришел в Назарет , где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18. «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19. проповедовать лето Господне благоприятное».
20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23. Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме».
24. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26. и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27. много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29. и, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30. но Он, пройдя посреди них, удалился.
31. И пришел в Капернаум , город Галилейский, и учил их в дни субботние.
32. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
33. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
34. оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин ? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий.
35. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
36. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
37. И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.
38. Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
39. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.
40. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
41. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
42. Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.
43. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
44. И проповедовал в синагогах Галилейских.

Евангелие от Луки 4:1-13

Ключевой стих 4:4

Весна — самое прекрасное время. Каждую весну я чувствую красоту жизни. Однако весной и много искушений. Молодость – это весна жизни, поэтому больше искушений приходит в это время. Сегодняшнее слово о том, как Иисус победил искушения диавола, и дал нам Своё славное Царство. Все мы живём в искушении. Я молюсь, чтобы каждый из нас правильно видел это искушение диавола в своей жизни и словом Божиим одержал победу. Аминь.

I.«не хлебом одним будет жить человек» (1-8)

Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола. Люди говорят, что диавола нет, но Библия пишет о нём подробно. Он есть и активно работает в мире. Смотрите на реальность нашего общества, как много людей он приводит к гибели через сладость греха. Диавол, это тот, кто искушал Адама в Эдеме. Он не мог не искушать нашего Господа Иисуса, потому что Иисус пришёл поражать диавола и спасти нас от греха и смерти. Наше служение также война с диаволом, но не надо бояться, потому что верующим в Иисуса уже готова победа.

Иисус ничего не ел в течении 40-ка дней и сильно взалкал. В то время диавол пришёл к Иисусу и сказал Ему: «если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» . Иисус сейчас находится в кризисе, если он не ест, то он может умереть. После того как человек согрешил и потерял Бога, вопрос хлеб всё время был первым вопросом для человека. Вопрос хлеба — это вопрос экономики, то есть деньги. Диавол искушает, чтобы Иисус Своей силой, прежде всего, решил вопрос хлеба. Это его стратегия. Диавол насаждает в наше сердце, что для человека хлеб первостепенно важный вопрос, и вопрос хлеба всегда есть у каждого человека. Получается, что человек никогда не может избавиться от этой заботы. На самом деле, люди отдают всю свою жизнь только для денег. Живут ради денег и умирают ради денег, с утра думают о деньгах и до самого вечера.

Как этот диавол искушает нас сегодня? Он говорит нам шёпотом: «Вера и миссия прекрасна, но прежде тебе надо решить вопрос хлеба. Сначала надо заработать деньги, чтобы выполнять миссию». Но Иисус говорит нам, что вопрос хлеба важен, но человек, прежде всего, должен послушаться слову Бога и выполнять миссию, данную Богом. Взгляните на стих 4. «Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим». Это слово написано во Второзаконии 8:3. Израильтяне после исхода из Египта шли по пустыне. В пустыне не было ни хлеба, ни воды, ни овощей, ни мяса. Нечего было есть, тогда Бог давал им манну с неба каждый день и кормил их в течение 40-ка лет. Каждый, кто повиновался слову Бога, тот каждый день нашёл вкусную пищу для себя и своей семьи. Бог учил их тому, что пища важна для человека, но Бог кормит Своих детей, и дело детей — послушаться слову Бога. Аминь.

Тогда Бог сказал им: . Это значит, что источник нашей жизни не в хлебе, но в Боге и Его слове. Скажите, пожалуйста, тогда, чем мы живём? В чём наша жизнь? В хлебе? Или в слове Бога? Когда израильтяне держали только хлеб, они потеряли и Бога и хлеб, то есть, потеряли жизнь, но когда они держали Бога и Его слово, они получили жизнь с избытком. Мы живём в мире материализма, который подошёл к нам во имя прагматизма, деньги уже имеют не только функцию денег, а стали мамоной, то есть богом алчности. Мамона искушает всех людей, якобы он даст неограниченное счастье тому, кто служит ему, и несчастье тому, кто не служит ему. Его стратегия, в каком плане хорошо работала, посмотрите, как многие люди готовы на всё ради денег. Недавно, показывали богатство некоторых политиков Украины, они имели такую сумму, о которой народ даже не может представить себе. Видно было, как хорошо мамона напугал их, чтобы они только полагались на деньги. Они были несчастными рабами мамоны. С другой стороны, наши домашние церкви скромно живут с многими детьми. Тем не менее, они каждый день первое время дня отдают Богу, и сейчас всеми силами готовят Всеукраинскую Весеннюю Библейскую Конференцию, и сами приносят взнос в 3-4 раза больше чем студенты. Это потому что они знают, что человек живёт не только хлебом одним, а словом Божиим, даже в этом материальном мире.

Мы, люди — духовные существа, которые созданы по образу Бога. Если ставим вопрос хлеба на первое место, то мы плоть, а если слово Бога и миссию, данную Богом на первое место, то мы люди. Хлеб Бог даёт всегда тому, кто живёт по слову Бога. Это слово даёт очень важную истину людям, которые живут в современной цивилизации: Всемогущий Бог, наш Небесный Отец, Который кормил Свой народ в пустыне, кормит нас и сегодня.

Взгляните на стихи с 5-го по 7-й. «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». Диавол теперь искушает Иисуса властью над всеми царствами и славой. Диавол говорит, что все царства вселенной он даст Иисусу. Какое это сильное искушение! Быть известным, богатым человеком, имеющим власть, силу и славу на земле. Какая это счастливая жизнь! Посмотрите на предложение сатаны: «итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» .

Почему это искушение для Иисуса? Иисус должен пройти крестный путь, чтобы спасти мир. Это — отвергать Себя и отдать Свою жизнь на кресте, повинуясь слову Бога. Слава воскресения через крест, — это его путь. Это трудный и долгий путь, Ему нужно служить всем грешникам, терпеть и ждать и до конца любить. Но диавол предлагает Ему лёгкий путь — приобрести славное земное царство лёгким путём без боли и креста. Кого чаше всего сатана искушает так? Это – искушение, с которым сталкиваются многие проповедники. Как сатана искушал Иисуса в начале Его служения, точно так же он искушает их именно в начале их служения, — чудесами и силою собрать много людей, и строить огромную церковь. Тогда они автоматически будут известными великими людьми, и сразу могут иметь богатство, власть, славу и блестящее будущее на земле. В наши дни многие завидуют таким проповедникам, и считают их как примеры успешных проповедников, а пастырь, который служить одному агнцу через изучение Библии 1:1 — считается как очень неудачный человек.

Ну и что? Разве богатство, власть над всеми царствами, и слава это плохо? Не лучше ли мы можем служить всемирной миссии, используя их? Не эффективнее ли это для дела Евангелия? Некоторые говорят так, но мы можем служить одной душе только путём Христа, то есть только через крест. И нам нужно знать, в чём заключается суть искушения. «итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». Диавол заменяет Бога собой. Бог наш единственный объект поклонения, но диавол требуют от нас оставить верность Богу, и поклониться ему. В этом ловушка сатаны. Человек может приобрести много денег или власть или то, что он хотел. Но это не приобретение, а наживка, если ты взял её в рот, там есть крючок, и ты теряешь свою душу. В этом заключается цель искушения диавола. То есть диавол не даёт нам, а наоборот, забирает от нас счастье, жизнь и разлучает нас от Бога.

Как Иисус победил это искушение? Прочтём вместе стих 8. «Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Иисус принял решение абсолютно повиноваться только слову Бога. И идти по пути креста. Что значит «Ему одному служи» ? Только наш Господь Бог есть Тот, Кому мы должны поклониться. Люди легко идут на компромисс с миром. Но поклониться диаволу и просить его ради своего желания, это быть его рабом. Дорогие братья и сёстры! Мы живём на земле не вечно, наоборот, наша земная жизнь это мгновение. Нам не надо слушать диавола ради своей амбиция или своей цели. Этим путём слишком много людей становятся должниками диавола, и идут в ад, согласно контракту, заключенному с ним. В чём наша истинная слава и богатство? Хотя крестный путь труден и далёк, повиноваться Слову Бога и служить Богу одному – в этом есть истинная слава, слава вечного Царства Бога.

«не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» , «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» . Эти слова показывают нам, какое мы святое и драгоценное существо. Мы должны жить достойно, как дети Бога на земле, не только мы, мы должны и учить наших детей также тому, что никогда нельзя ставить деньги на первое место, что должны жить всяким словом Божиим. И показать своим детям, также, что никогда нельзя поклониться диаволу, или идти на компромисс с ним, а должны служить одному Богу.

II.«не искушай Господа Бога твоего» (9-13)

Диавол терпел поражение и в 1-ом и во 2-ом раунде. Но он не сдался. Гонг звучит, начинается 3-й раунд. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: «если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» . Теперь диавол также словом Божиим искушает Иисуса. Поэтому сразу различить трудно. Но диавол цитирует слово из Библии по-своему. Это слово значит, что Бог всегда пребывает со Своим слугой, и защищает его при любых обстоятельствах. Иисус также дал такое слово-обещание Своим ученикам: «будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16:18). Но почему Иисусу нельзя броситься вниз? Может быть для Иисуса лучше один раз проверить? Нет, в тот момент, когда Он проверяет, вера в слово Бога уже разрушается. Вера есть абсолютно доверять Богу и Его слову при любых обстоятельствах.

Что Иисус сказал? «Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего». Когда израильтяне шли по пустыне Син, и расположились в Рефидиме, народ роптал на пастыря Моисея и иссушал даже Бога, Который вывёл их из египетского рабства, говоря: «есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх.17:7) Бог учил их тому, что Бога нельзя искушать никогда, но в Него надо только верить и доверять и благодарить, потому что Он Бог, пребывающий всегда с нами. Некоторые выпили яд, чтобы искушать Бога и Его слово и умерли. И некоторые ищут особенное чувство или видимые чудеса, чтобы проверить слово Бога. Они выглядят, как очень хорошие верующие, но у них нет веры. Верить после проверки – это не вера, это неверие. Они никогда не могут принять решения веры или никогда не могут угодить Богу верою.

Это слово открывает нам, какое должно быть отношение между Богом и между нами? Когда муж и жена любят друг друга, им не нужна проверка. Также и нам не надо проверять Бога, говоря, что Он со мной ли или нет. Бог – это Тот, в Кого мы должны всегда верить и на Кого полагаться. Это искушение также приходит к каждому верующему. Мы должны принять решение веры буду ли я верить в слова Бога, и поступать по нему, или искушать Бога. Это есть буду ли я человеком веры, или человеком неверия, и это тоже самое, буду я человеком Бога или человеком диавола. Взгляните на стих 13. «И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени». Диавол часто искушал Иисуса, но это уже была проигранная война.

Почему Иисус в начале Своего служения должен был быть искушаем диаволом? Потому что все люди искушаемы диаволом на земле после грехопадения Адама. Нам надо знать, кто искушает нас в мире, — это диавол. О чём этот факт говорит нам сегодня? Сейчас мы столкнулись с экономической и экологической катастрофой, многие люди в шоке, услышав, что везде готовиться извержение вулканов. Всё человечество было в шоке из-за землетрясения, а теперь из-за радиоактивных материалов. Радиоактивность не видна, не имеет ни цвета, ни запаха, но она разрушает здоровье и меняет структуру ДНК человека. Однако есть ещё страшнее враг. Это искушение диавола. Люди сильно интересуются проблемой радиоактивности, но более опасная проблема, это искушение диавола.

Господь пришёл, чтобы дать нам победу над сатаной. Адам терпел поражение в Эдеме, но Иисус одержал победу над сатаной и восстановил поражение Адама. Нам надо следовать за Иисусом, и жить по Его слову. Тогда мы можем победить сатану словом Божиим, как Наш Господь сделал. Победа Иисуса будет нашей победой. Я молюсь, чтобы каждый из нас победил искушения диавола, и силою Святого Духа приготовил Весеннюю Всеукраинскую Библейскую Конференцию. Аминь.

Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал.

И сказал Ему диавол- если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

И возвел Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,

И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.

Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз;

Ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;

И на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».

Иисус сказал ему в ответ: сказано: «не искушай Господа Бога твоего».

И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.

Мы уже обращали внимание на важные моменты в жизни Иисуса, и вот перед нами один из величайших. С появлением Иоанна Крестителя пробил Его час, а в момент крещения Бог высказал Ему Свое одобрение. В это время Иисус как раз стоял на пороге Своего служения. Перед своим служением, человеку надобно обдумать образ своих действий. Искушение Иисуса показывает, что Он раз и навсегда выбрал способы для обращения людей к Богу. Он отказывается от власти и славы, и выбирает путь страданий и креста. Прежде чем детально проанализировать этот текст, следует отметить два общих момента:

1) Это одна из самых священных событий Нового Завета, потому что она могла стать известным лишь из Его уст. Должно быть Он Сам однажды рассказывал своим ученикам об этом сокровенном душевном переживании.

2) Уже в это время Иисус должно быть осознавал, что Он наделен исключительной властью. Главное в искушениях состоит в том, что некоторые специфические искушения могут стать опасными лишь для человека, способного творить поразительные чудеса. Нас не одолевает искушение обращать камни в хлеб или прыгнуть с крыши храма Иерусалимского по простой причине, что мы не способны совершать их. Некоторые искушения могут овладеть лишь теми, которые обладают исключительными способностями и помышляют лишь о том, как можно применить их.

Сперва вспомним сцену действия — дикую пустыню. Населенная часть Иудеи находилась на центральном плоскогорье, которая являлась основной частью южной Палестины. Между этим плоскогорьем и Мертвым морем простиралась мертвая, безнадежная пустыня длиной в 55 и шириной в 23 километра, называвшаяся Иешимон, то есть «Опустошение»: холмы, будто состояли из пыли, известняк казался покрыт волдырями и осыпающийся; скалы — голы с неровными краями; земля гулко гудела под копытами лошадей, как будто под ней пустота. Пустыня эта пылала жаром, как раскаленная печь и обрывалась к Мертвому морю отвесной стеной высотой более 350 метров. И в этой страшной пустыне подвергался искушению Иисус.

Не следует думать, что эти три искушения происходили подобно картинам в пьесе. Лучше представим себе, что Иисус сознательно удалился в эти безлюдные места и в течение сорока дней особенно размышлял над проблемой, как склонить сердца людей к Богу. Это была долгая борьба, продолжавшаяся до самого креста, и текст заканчивается словами: «диавол отошел от Него до времени».

1) Первое искушение состояло в том, чтобы обратить камень в хлеб. Ведь пустыня была не песчаной, а была покрыта небольшими кусками известняка, похожими на хлебы. Искуситель как бы говорил Иисусу «Если ты хочешь, чтобы люди последовали за Тобой, примени Свои удивительные чуда для того, чтобы дать им материальные блага». Он предлагал подачками подманить и увлечь за Собой людей, Иисус ответил на это цитатой из Втор. 7, 3, которая другими словами, значит: человек никогда не будет довольствоваться только одними материальными благами.

Задача христианства заключается не в том, чтобы создать новые условия, хотя авторитет и голос Церкви всегда должны поддерживать все попытки и усилия сделать жизнь людей лучше. Задача христианства состоит в том, чтобы создать нового человека. А эти новые люди создадут новые условия.

2) Во втором искушении мы видим Иисуса, стоящего на горе, с которой виден весь цивилизованный мир. Искуситель говорил Ему: «Если Ты поклонишься мне, то все это будет Твое». Это было искушение пойти на компромисс. Диавол якобы намекал: «Я держу людей в моих руках. Не ставь таких высоких требований к ним. Давай заключим сделку. Сделай небольшую уступку злу, и люди пойдут за Тобой». Ответ Иисуса свелся к следующему: Бог — есть Бог, правда — правда, и неправда — неправда. В битве со злом не может быть компромиссов, ибо сказано: «Господа Бога Твоего бойся и Ему одному служи» (Втор. 6,13; 10,20). Снова цитирует Иисус Священное Писание.

Мы постоянно имеем дело с попыткой завоевать сердца и души, сообразуясь с мирскими нормами жизни. Английский писатель Честертон говорил, что люди привыкли видеть все в мире в сером свете, но христиане обязаны смотреть на все в черном или белом свете. Как сказал Карлайл, «христианин должен всегда остро чувствовать бесконечную красоту святого и бесконечный ужас греховного».

3) В третьем искушении мы видим Иисуса на крыле Храма, где сходятся притвор Соломонов и Царский притвор, и где открывался глазу крутой обрыв в долину Кедрова глубиной в 150 метров. Это было искушение поразить людей необычным. Но Иисус ответил: «Не искушай Господа Бога Твоего» Втор. 16. Нельзя делать бессмысленные эксперименты с властью Божиею. Иисус знал, что, если Он начнет творить чудеса, Он станет лишь кратковременной сенсацией; но Он также знал, что сенсации ненадолго будут привлекать внимание людей.

Тяжелый путь служения и страдания ведет к распятию, но после креста к короне. Во всех трех искушениях диавол предлагал Христу свой путь, но Он отверг его.

Луки 4,14.15 Начало служения Иисуса в Галилее

И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

Вернувшись из пустыни, Иисус знал, что час Его настал, Он раз и навсегда решил вопрос о том, как Он будет действовать. Теперь же Он должен был решить, где Ему начать Свое служение.

1) Он начал в Галилее. Галилеей называлась область, находившаяся в северной части Палестины размером сорок километров на восемьдесят километров. Слово Галилея означает «Круг» и происходит от еврейского Галил, потому что она была окружена неиудейскими народами. Поэтому на жизнь в Галилее оказывали большое влияние новые веяния, а консервативные тенденции играли незначительную роль. Эта область была особенно плотно заселенной. Древний историк Иосиф Флавий, сам бывший одно время правителем этой области, пишет, что в ней было 204 деревни и города, с населением не менее 15 тысяч человек. Трудно представить себе, как в Галилее проживало три миллиона человек населения.

Земля здесь была плодородной. Поговорка гласила: «Легче вырастить легион оливковых деревьев в Галилее, нежели одного ребенка в Иудее». Чудесный климат и обилие воды делали Галилею садом Палестины. Уже один перечень деревьев, как: виноградная лоза, оливковое, фиговое, терпентинное, лимонное, фиговое, махагониевое, гранатовое дерево, орех, дуб, пальма, кедр, кипарис, бальзамин, пихта, сосна, сикомор, митр, миндаль, олеандр показывает нам, какой плодородной была ее почва.

Жители Галилеи считались горцами Палестины. Иосиф Флавий говорит о них так: «Они всегда были готовы принять нововведения и по природе своей всегда были склонны к переменам и с радостью принимали участие в мятежах. Они всегда были готовы следовать за вождем, который поднимает восстание. У них вспыльчивый характер и они часто ссорятся. «Они в избытке смелости, — говорили о них, — всегда больше жаждали славы, нежели выгоды».

Вот в такой стране Иисус и начал свое служение. Это была Его родина, и в ней Он находит, по крайней мере в первое время, слушателей, сердца которых одушевляет Его проповедь.

2) Он начал в синагоге. Синагога была центром религиозной жизни. Храм был лишь один — в Иерусалиме, — но закон предписывал строить синагогу в каждом месте, где живет десять иудейских семей; люди собирались в синагоге для богослужения. В них не приносились жертвы, для жертвоприношения существовал храм, а синагоги предназначались для поучений. Но как мог Иисус добиться доступа в синагогу, и как мог Он, человек без специального образования, плотник из Назарета, получить возможность проповедовать в синагоге? Служба в синагоге состояла из трех частей.

а) Собственное богослужение, во время которого возносились молитвы.

б) Чтение Священного Писания. Читали семь человек из прихожан. По мере того, как они читали Священное Писание, переводчик переводил с малопонятного древнееврейского языка, на арамейский или греческий языки: при чтении закона — по одному стиху, а при чтении пророков — по три стиха одновременно.

в) Поучение. В синагоге не было профессионального священника, который бы постоянно выступал перед аудиторией с поучением. Церковный староста просто приглашал кого-нибудь из уважаемых прихожан говорить, потом завязывался разговор и дискуссия. Вот так Иисус и получил возможность говорить в синагоге.

Синагога и ее кафедра были открыты для него в этот период.

3) Отрывок заканчивается словами, что Он «от всех был прославляем». Этот период служения Иисуса называли Галилейской весной. Он пришел подобно дуновению ветра Божия. Оппозиция против Него еще не сформировалась. Сердца людей жаждали живого слова, и они еще не осознали, какой удар Он нанесет ортодоксальному вероучению Своего времени. А человека с благовестием люди всегда слушают.

Луки 4,16-30 Без славы в своем отечестве

И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

Проповедовать лето Господне благоприятное».

И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.

И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле;

И ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости,

И восставши выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

Но Он, пришед посреди них, удалился.

Одним из первых городов Иисус посетил Назарет, Его родной город. Назарет не был деревней. Он назван в Библии греческим словом полис, что означает город, и в нем вполне могло проживать до 20 тысяч жителей. Он был расположен в лощине среди невысоких гор Галилеи, недалеко от равнины Иезреель. Мальчику нужно было лишь взобраться на вершину горы, на склоне которой стоял город, и перед его глазами на много километров вокруг открывалась чудесная панорама.

Английский путешественник Джордж Адам Смит, так описывает панораму, открывающуюся с вершины горы. Перед глазами наблюдателя расстилалась история Израиля. Сразу пред ним лежала равнина Ездрелон, на которой Девора сражалась вместе с Бараком; где Гедеон одержал свои победы, где несчастье окончательно погубило Саула и где пал в сражении Иосия; перед ним был виноградник Навуфея и место, где Ииуй убил Иезавель; здесь же виден город Сонам, где жил когда-то Елисей; здесь же был виден город Кармил, где Илия одержал свою великую победу над жрецами Ваала, и в голубой дали видно было Средиземное море и острова.

Но не только история Израиля развилась с вершины горы над Назаретом: мир и три дороги в мир простирались перед глазами наблюдателя: по дороге с юга шли богомольцы в Иерусалим; по большой Приморской дороге двигались караваны из Египта в Дамаск; а по большой Восточной дороге видны были караваны из Аравии и римские легионы, идущие к восточным границам империи.

Неверно думать, будто Иисус вырос в глуши. Он вырос в городе, со всех сторон окруженном историей, и около дорог, связывавших страны тогдашнего мира.

Мы уже видели, как проходила служба в синагоге. Настоящий отрывок дает нам живое представление о ней. Конечно, не книгу взял Иисус в руки, ибо тогда все писали на свитках. Он читал из Ис. 61. Служитель, о котором говорится в стихе 20, выполнял различные обязанности в синагоге: он приносил и убирал свитки Священного Писания, был дворником и уборщиком, возвещал о наступлении субботы тремя сигналами серебряной трубы с крыши синагоги; и он был учителем в местной школе. В этом же стихе 20 сказано, что Иисус сел; это может создать у нас впечатление, что Он закончил свою речь. Но, напротив, Он только начинал ее. Дело в том, что оратор говорил свою речь сидя, и раввины тоже учили сидя.

Слушавшие же иудеи исполнялись ярости, потому, что Иисус похвально отозвался о язычниках. Иудеи были настолько убеждены в том, что они являются избранным народом и поэтому крайне презирали всех остальных. Они полагали, что «Бог создал язычников для того, чтобы они были топливом для адского огня». И вдруг этот молодой Иисус, Которого они знали, проповедует, будто Бог особенно предпочитает язычников. Они вдруг начали осознавать, что в новом учении имелись такие мысли, которые им даже во сне не представлялись. Следует отметить еще два момента.

1) Иисус имел обыкновение ходить в синагогу по субботам. Должно быть, со многим, происходившим там, Он был вовсе не согласен и многое могло не удовлетворить Его, но все же Он ходил туда. Богослужение в синагоге часто бывало далеко не идеальным; но Иисус никогда не упускал случая присоединиться в заповеданный Богом день к людям, поклонявшимся Богу.

2) Чтобы понять различие между Иисусом и Иоанном Крестителем, важно прочесть то место в книге пророка Исаии, которое прочел Иисус. Иоанн проповедовал приход Страшного суда, и, слушая его проповедь, люди содрогались от ужаса. Иисус же принес людям Евангелие — благую весть. Иисус тоже видел гнев Божий, но это был гнев, вызванный любовью.

Луки 4,31-37 Изгнание нечистого духа

И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

И дивились учению Его, ибо слово Его было со властию.

Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:

Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, святый Божий.

Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него.

И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властию и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

Нам хотелось бы узнать как можно больше о Капернауме, или хотя бы столько же, как о Назарете; но мы даже не знаем точного места этого города на берегу озера, в котором Иисус совершил столько великих деяний.

Настоящий отрывок особенно интересен, потому что в нем Лука впервые упоминает об одержимости нечистым духом. Власти и чудеса Иисуса изумляли народ, и это неудивительно. На востоке было много людей, обладавших способностью изгонять демонов, но они пользовались при этом таинственными и непонятными средствами. Чародеи подвешивали, например, к носу больного кольцо, читали длинные заклинания, а потом в поставленном рядом тазике с водой вдруг раздавался всплеск — и нет демона. Как отличаются эти дикие атрибуты от одного единственного повеления, произнесенного Иисусом! Людей поражал его огромный авторитет.

Авторитет Иисуса был чем-то совершенно новым. Раввины в процессе обучения подкрепляли каждое свое утверждение цитатами. Они всегда говорили: «Есть пословица, что …» или «Такой-то раввин сказал, что …» Они всегда взывали к авторитету. Когда говорили пророки, они заявляли: «Так говорит Господь Бог» Они ссылались при этом на порученный авторитет. Иисус же говорил: «Я же говорю вам». Ему не нужен был иной авторитет, чтобы подтвердить Свои слова. Авторитет и власть были воплощенные в Нем. Иисус говорил убедительно, и знал, что говорил.

Во всех сферах человеческой жизни эксперты обладают авторитетом. Музыканты говорили, что когда Тосканини вставал дирижировать, он излучал авторитет, и весь оркестр чувствовал его. Когда нам нужен технический совет, мы обращаемся к эксперту. Иисус — воскресение и жизнь. Он говорит, и люди знают: то, что он говорит — выше человеческого опыта — Он Бог.

Луки 4,38.39 Чудо в доме Симона

Вышед из Синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симоном была одержима сильною горячкою, и просили Его о ней.

Подошед к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала, и служила им.

Здесь пишет Лука-врач. «Была одержима сильною горячкою» — чисто медицинский оборот речи. Употребленное здесь Лукою греческое выражение означает человека, лежащего и страдающего тяжелой болезнью. Греческие авторы-медики делили горячку на два вида — сильную и слабую. Лука хорошо знал, как называется эта болезнь. Этот короткий эпизод содержит три важные истины: 1) Иисус был всегда готов служить. Он только что вышел из синагоги. Каждый священник знает, как чувствует он себя после службы. Он вложил в нее все свои душевные силы и теперь ему нужен отдых. Меньше всего его привлекает толпа или стон больных. Но как только Иисус покинул синагогу и вошел в дом Симона Петра, Он столкнулся лицом к лицу с человеческим страданием. Он не стал говорить, что устал и что Ему нужен отдых, а продолжал служить без слова недовольства.

Люди из Армии Спасения в Англии рассказывают о беззаветном служении миссис Бервик в период налетов немецкой авиации на Лондон во время Второй мировой войны. Раньше миссис Бервик руководила работой социального отдела Армии Спасения в Ливерпуле, а потом перешла на пенсию и переехала в Лондон. Во время бомбежек людям приходили в голову странные мысли: они полагали, что в ее доме безопаснее даже во время бомбежек и они собирались там. Хотя миссис Бервик была в отставке, стремление помогать людям не оставило ее. Она собрала аптечку первой помощи и повесила на окне простую записку: «Если вам нужна помощь, постучитесь». Иисус всегда был готов помочь людям; христиане должны поступать также.

2) Иисусу не нужна была толпа народа, чтобы творить чудеса. Многие же люди с готовностью делают на глазах толпы то, на что у них нет ни времени, ни желания, если это касается отдельных людей. Иные ведут себя превосходно в обществе, и непристойно дома. Обычно человек проявляет свою благодарность, учтивость, признательность к чужому, а противоположное к своим близким; Иисус же был готов проявить всю силу и власть в простом деревенском домике в Капернауме, вдали от падкой на чудеса толпы.

3) Как только теща Симона Петра выздоровела, она тотчас же встала и служила им. Она осознала, что здоровье она вновь обрела для того, чтобы служить людям. Она не ожидала, чтобы люди стали бы делать что-либо для нее: она сразу же начала готовить пищу и служить своим и Иисусу. Матери всегда такие. Следовало бы нам тоже помнить, что если Бог дал нам бесценный дар здоровья и силы, Он дал нам их для того, чтобы мы могли служить людям.

Луки 4,40-44 Настойчивые толпы

При захождении же солнца, все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему; и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.

Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

Когда же настал день, Он, вышед из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, пришед к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.

Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие; ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах Галилейских.

1) Рано утром Иисус ушел, чтобы помолиться наедине. Он мог удовлетворять нужды людей лишь потому, что Он вначале оставался наедине с Богом. Однажды во время Первой мировой войны было назначено заседание Генерального штаба союзников на западном фронте. В назначенное время все были на месте, за исключением главнокомандующего, маршала Фоша. Один, хорошо знавший его офицер, сказал: «Мне кажется я знаю, где можно его найти». И он повел их к разрушенной часовенке, недалеко от генерального штаба, и там они нашли главнокомандующего на коленях в молитве перед разрушенным алтарем. До встречи с Генеральным штабом он должен был сперва преклониться перед Богом.

2) Иисус не произнес ни слова жалобы или недовольства из-за того, что толпа нарушила Его уединение. Молитва — великое дело, но нужды людей — не менее важны. Флоренс Олсхорн, выдающийся учитель — миссионер, руководила школой для подготовки миссионеров. Она хорошо знала человеческую натуру и не любила людей, которые как раз тогда, когда надо было мыть посуду, заявляли, что это их время уединенной молитвы. Следует и помолиться, но нельзя из-за молитвы уклоняться от обязанностей. Молитва не должна отвлечь человека от насущных нужд человечества. Напротив, она должна подготовить его к тому, чтобы он мог удовлетворить нужды людей. Иногда необходимо раньше кончать свою молитву, подняться с колен и браться за работу; даже если еще и не хотелось бы.

3) Иисус не позволял демонам говорить. Неоднократно слышим мы из уст Иисуса повеление молчать. Почему? А по простой причине: у иудеев были свои популярные представления о Мессии. В их воображении Мессия должен был быть победоносным царем, который ступит ногой на шею орлу и прогонит римлян из Палестины. В Палестине всегда кто-то готовился к мятежу. Искры восстания всегда тлели внутри, но они часто и вырывались наружу. Иисус знал, что если станет известным, что Он — Мессия, может немедленно вспыхнуть восстание. Прежде чем люди назовут Его Мессией, Он должен будет научить их, что Мессия — не победоносный царь, а страдающий раб. Он повелевал людям молчать, потому что они еще не знали, что такое Мессианство, но Он знал, что, если люди неправильно начнут, это обязательно вызовет смерть и разрушение.

4) Здесь мы впервые встречаем в Евангелии от Луки упоминание о Царствии Божием. Иисус явился, чтобы благовествовать Царствие Божие (Мар. 1, 15). В этом суть Его проповеди. Что же понимал Он под Царствием Божием? Под Царствием Божиим Иисус понимал: а) прошлое. Авраам, Исаак и Иаков были в Царстве, а они жили много веков тому назад (Лук. 13, 28).

б) настоящее. «Вот, — сказал Он, — Царствие Божие внутри вас есть». (Лук. 17, 21).

в) будущее. Бог должен был еще дать людям Царствие Божие, и люди должны были молить Бога об этом.

Но как может Царствие Божие быть в одно и то же время и прошлым, и настоящим, и будущим? Обратимся к молитве «Отче наш». В ней рядом стоят две мольбы: «Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мат. 6, 10). Для иудеев было типично, как показывает любой стих псалмов, повторять одну и ту же мысль дважды; причем вторая часть высказывания объясняет, развивает или усиливает мысль первой части. Давайте сведем воедино эти две фразы «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Вторая фраза объясняет первую: следовательно, Царствие Божие — это общество людей на земле, в котором воля Божия исполняется так же безукоризненно, как и на небе. Если человек в прошедшие времена безупречно исполнял волю Божию, то он находится в Царствие Божием; если кто-то безупречно исполняет волю Божию в настоящее время, он находится в Царствии Божием; но тот день, когда все люди будут безупречно исполнять волю Божию, еще далек; поэтому завершение Царствия Божия лежит в будущем; и, поэтому, Царствие Божие — одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее.

Люди непостоянны в своих поступках: то исполняют волю Божию, то нарушают ее. Вот почему Он есть и основание и воплощение Царствия Божия. Он явился, чтобы дать людям возможность поступать так же, как Он. Исполнять волю Божию — значит быть обитателем Царствия Божия. Посему надобно молиться: «Боже, всели Царствие Твое в меня».



 1 Искушение Иисуса. 14 Проповедь в Галилее; отвергнут в Назарете. 31 Исцеляет в Капернауме; благовествует в Галилее.

1 Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим .

5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,

6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её;

7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё.

8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» .

9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,

10 ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;

11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».

12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: «не искушай Господа Бога твоего» .

13 И, окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени.

14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране.

15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

16 И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано:

18 «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу ,

19 проповедовать лето Господне благоприятное» .

20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами .

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве .

25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле ,

26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую ;

27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина .

28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

29 и, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

31 И пришёл в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:

34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий.

35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него . И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

37 И разнесся слух о Нём по всем окрестным местам.

38 Выйдя из синагоги, Он вошёл в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.

39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила её. Она тотчас встала и служила им.

40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.

41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

42 Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошёл в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.

43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан .

44 И проповедовал в синагогах галилейских.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Луки, 4 глава

Похожие публикации