Морфологический разбор трех деепричастий. Морфологический разбор деепричастия: примеры

Схема морфологического разбора неизменяемой глагольной формы - деепричастия

I. Выделить глагольную форму из текста и назвать её тип.

II. Указать начальную форму - инфинитив.

III. Установить лексическое значение слова.

IV. Поставив вопрос, указать общее категориально-грамматическое значение.

V. Охарактеризовать морфологические особенности глагола

1. Возвратный или невозвратный, соотносительный по возвратности или нет.

2. Переходный или непереходный, указать значение.

а). по двухзалоговой теории: действительный или страдательный (указать значение);

б). по трёхзалоговой теории: действительный, страдательный, возвратный (указать значение), вне залога (доказать).

4. Выделив формообразующие основы, определить класс глагола: продуктивный или непродуктивный.

5. Спряжение: I, II, разноспрягаемый, архаического спряжения.

VI. Определить, как образовано деепричастие: от какой основы, с помощью какого суффикса.

VII. Морфологические особенности деепричастия :

1. Вид: совершенный или несовершенный (назвать показатель).

2. Указать относительное временное значение: предшествующее, одновременное, последующее действие.

VIII. Синтаксические особенности деепричастия :

1. Вид связи с другими словами.

2. Роль в предложении.

Образцы анализа

Они шли по берегу, взявшись за руки , и смотрели на рыбёшек, стайками скользивших в воде.

(Ги де Мопассан)

I. Взявшись

II. Взяться .

III. Взяться - «за что. Брать друг друга (один другого) или брать, хватать что-н. рукой». [Ожегов, Шведова, с. 59].

IV. Отвечает на вопрос: что сделать?

V. , от которого образовано деепричастие:

1. Возвратный, соотносительный по возвратности.

б). по трёхзалоговой теории - возвратного залога, т. к. образован от переходного глагола (обозначает действие, совершаемое двумя лицами, каждое из которых одновременно является субъектом и объектом), нет творительного субъекта.

4. Основа инфинитива - взя- (взять ся ), основа будущего времени - возьм- (возьмут ся ).

Соотношение основ -а- (-я- ) … -м- : непродуктивный, 14 группа.

5. Форма 3-го л. мн. ч. - возьму́тся , ударный подвид, I спряжения (по окончанию).

VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -вши- .

VII. Морфологические особенности :

1. Совершенного вида, показатель - суффикс -вши- .

VIII. Синтаксические особенности :

1. Взявшись (за что?) за руки : связь - глагольное управление, деепричастие управляет существительным, ставя его в форме В. п.

2. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

Теперь каждое утро, здороваясь , она подавала ему руку, и до вечера он хранил ощущение от её пожатия...

(Ги де Мопассан)

I. Здороваясь - неизменяемая глагольная форма, деепричастие.

II. Здороваться .

III. Здороваться - «приветствовать друг друга при встрече». [Ожегов, Шведова, с. 227].

IV. Отвечает на вопрос: что делать? Общее категориально-грамматическое значение - процессуальный признак предмета.

V. Морфологические особенности глагола , от которого образовано деепричастие:

1. Возвратный, несоотносительный по возвратности.

2. Непереходный: обозначает действие, не переходящее на прямой объект.

а). по двухзалоговой теории - действительного залога: действие исходит от производителя;

б). по трёхзалоговой теории - вне залога, т. к. возвратный, непроизводный глагол.

4. Основа инфинитива - здорова- (здоровать ся ), основа настоящего времени - здороваj- (здоровают ся ).

Соотношение основ -а- … -аj- : продуктивный, I класс.

5. Форма 3-го л. мн. ч. - здоро́ваются , безударный подвид. Спряжение определяется по инфинитиву: здоро́вать ся , глагол на -ать , следовательно, I спряжения.

VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -я- .

VII. Морфологические особенности :

1. Несовершенного вида, показатель - суффикс -я- .

2. Обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого.

VIII. Синтаксические особенности :

1. Подавала руку (как? каким образом?) здороваясь : связь - примыкание, деепричастие примыкает к личной форме глагола.

2. В предложении обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.

Морфологический разбор деепричастия, как и морфологический разбор причастия, зависит от того, признаём ли мы деепричастие особой формой глагола, или мы считаем деепричастие самостоятельной частью речи.

Схема морфологического разбора деепричастия как формы глагола:

1. Глагол. Начальная форма - инфинитив.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Переходность,

Возвратность,

Спряжение;

б) непостоянные признаки: в форме деепричастия.

Учебные комплексы предлагают разбор деепричастия, соответствующий подходу к нему как к гибридной части речи.

Так, комплекс 1 предлагает следующий разбор: часть речи (деепричастие), неизменяемость, вид, синтаксическая функция. Комплекс 2 предлагает указывать возвратность и вид. Комплекс 3 предлагает следующую схему: от какого глагола образовано, вид, синтаксическая функция. Если исходить из того, что деепричастие - самостоятельная часть речи, то схема разбора изменяется.

Схема морфологического разбора деепричастия как самостоятельной части речи:

1. Деепричастие.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Переходность,

Возвратность,

Неизменяемость;

б) непостоянные признаки: нет.

3. Синтаксическая роль в предложении.

Дадим образец морфологического разбора деепричастия.

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами.

(А. Н. Толстой)

Разбор деепричастия как формы глагола:

потягивая - глагол, нач. форма потягивать ;

пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;

жмурясь - глагол, нач. форма жмуриться ;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр.;

непост. признаки: в форме деепричастия;

синт. роль: часть обстоятельства.

окончив - глагол, нач. форма окончить ;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;

непост. признаки: в форме деепричастия;



Разбор деепричастия как самостоятельной части речи:

потягивая - деепричастие;

пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт. роль: часть обстоятельства.

жмурясь - деепричастие;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт. роль: часть обстоятельства.

окончив - деепричастие;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт роль: часть обстоятельства.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог

Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо ), объектом и объектом (лодка с парусом ), признаком и объектом (готовый на самопожертвование ).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

При синтаксическом разборе существуют разные приёмы работы с предлогами. Во-первых, предлоги могут быть никак не выделены. Во-вторых, предлоги могут быть подчёркнуты вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы, выражающей единое значение. Такой подход представлен в комплексах 1 и 2 (в комплексе 1 предлог при этом ещё обводят в квадратик). Комплекс 3 распоряжается предлогами неоднозначно: в одних примерах он не выделен вовсе, в других - подчёркнут вместе с существительным; есть даже случаи подчёркивания предлога вместе с прилагательным, определением в конструкциях типа у лесной опушки ; последнее недопустимо.

Предлоги употребляются либо с одним падежом (например, несмотря на - с В. п., от и у - с Р. п.), либо с несколькими падежами (например, за - с В. п. и Т. п., на и в - с В. п. и П. п., по - с Д. п. и В. п., с - с Р. п., В. п. и Т. п.).

По образованию предлоги могут быть разделены на

1) непроизводные (первообразные) - не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при , с, от,из-за ;

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив,вдоль ;

б) отыменные: ввиду, в виде , в течение, за счёт, по поводу ;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

По строению предлоги могут быть разделены на

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие ;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время , в связи с, в зависимости от, по направлению к .

Предлоги могут выражать следующие значения:

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине ,

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро ,

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день ,

4) причинное: не прийти из-за / вследствие / по / ввиду болезни ,

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга,

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

Вопрос о разрядах предлогов по значению затронут лишь в комплексе 2, причём таких разрядов в нём выделено 6: не выделяется определительное и сравнительное значение, а объектное значение названо дополнительным.

Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются также и после существительного: ради чего и чего ради .

План разбора деепричастий

I. Часть речи, общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Неизменяемость. 2. Вид.

III. Синтаксическая роль

Образец разбора

Он ушибся, упав с лошади. (Тургенев.)

Устный разбор

Упав – деепричастие.

Во-первых, обозначает добавочное действие: ушибся (что сделав?), упав.

Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: неизменяемое, совершенного вида.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Письменный разбор

I. Упав – деепричастие.

II.ушибся (что сделав?) упав.

Пост.: неизм.

Непост.: сов. вид

III. ушибся (что сделав?) упав.

─ ·─ ·

Лодорский водопад

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре!

Роберт Саути

Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Именно при помощи деепричастий удалось автору описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.

Тест по теме «Причастие. Деепричастие»

1. Продолжите предложение: Причастие – это_____________________ форма _____________ , которая обозначает_______________________



2. Продолжите предложение: Деепричастие – это_____________________ форма _______, которая обозначает____

И имеет свойства___________________________

3. Продолжите предложение: Деепричастие отвечает на вопросы_________

4. Продолжите предложение: Причастие отвечает на вопросы___________

5. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие:

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

6. Укажите, признаки какой части речи имеет причастие:

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

7. Деепричастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) служебная часть речи

8. Причастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) служебная часть речи

9. Перечислить признаки глагола и прилагательного у причастия:

___________________________________________________________

Прилагательное______________________________________________

_____________________________________________________________

10. Перечислить признаки глагола и наречия у деепричастия:

Глагол______________________________________________________

___________________________________________________________

Наречие______________________________________________

_____________________________________________________________

11. Суффиксы действительных причастий ________________________

________________________________________________________________

12. Суффиксы страдательных причастий ________________________

13. Причастный оборот – это ______________________________________

__________________________________________________________________

14. Деепричастный оборот – это_____________________________________

__________________________________________________________________

15. Причастия бывают ________________________________ и __________

______________________________________________

16. Сколько Н имеют краткие страдательные причастия?_______________

17. Суффиксы деепричастий несовершенного вида ___________________

18. Суффиксы деепричастий совершенного вида______________________

19. Продолжите предложение:

Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов_____________

__________________________________________________________________

20. Укажите признак (или признаки) глагола, которых нет у деепричастия:

б) возвратность

21. Проведите морфемный анализ причастий и деепричастий: искрящегося снега, моросящему дождю, снизив цену, думая о будущем, согретый обед, пробираться сквозь заросли, незатихающей бури, спетая песня, посиневшая полоска неба, сказав правду, сидя в машине, согревающий чай, забравшись в шалаш, негнущихся ног.

22. Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения. _____________________________________________________________________________

23. Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот подчеркните как член предложения.__________________ __________________________________________________________________________________

24. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении. распущенные волосы - распущенные дети, бегающие ребята - бегающие глаза, блестящий предмет - блестящий успех, открытая дверь - открытая душа, погасшая лампочка - погасшая улыбка, ограниченное движение - ограниченный человек. _____________________________________________

________________________________________________________________________________

25. Найдите ошибки в употреблении причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде. 1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. З) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, ему захотелось спать. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

26. Укажите глагол, от которого деепричастие образовать нельзя.

а) Волноваться.

в) Беречься.

с) Шептать.

27. Укажите предложение, в котором деепричастие не обособляется.

а) К рассвету догорев погасла лампа. в) Облака уходят тая в завлекательную даль. с) Отдыхают журавли обычно стоя. д) Пошумев река успокоилась вновь легла в берега.

е) Промелькнул гремя Чонгарский мост.

28. Укажите простые предложения, осложненные деепричастным и причастным оборотами.

по-осеннему.

в) Юноши невольно откинулись в седлах словно отшатнувшись от холода которым повеяло на них от этих древних могил.

с) Иртыш делает здесь большую излучину образуя широкий залив очень удобный для зимней стоянки пароходов и барж. д) Аскар сидя в телеге начал напевать песню Абая о весне но его сбила звонкая трель жаворонка трепетавшего крыльями в вышине. е) Ручьи журча и извиваясь и меж собой перекликаясь в долину гулкую спешат.

29. Укажите слово с -нн-.

а) Кипяче...ая вода.

в) Незва. . .ые гости.

с) Нестриже...ый газон.

д) Стриже.. .ная голова.

е) Неподстриже. ..ый мальчик.

Наречие как часть речи

Наречие - это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака.

Признак действия обозначают наречия, которые присоединяются к глаголу или деепричастию. Учитесь (как?) крепко, живите (как?) дружно.

Признак предмета обозначают наречия, которые присоединяются к имени существительному: прогулка (какая?) пешком, движение (какое?) вперёд,

Признак другого признака обозначают наречия, которые присоединяются:

к прилагательному: весьма спорный вопрос, очень высокое дерево;

к причастию: Деревья были сплошь увешаны кистями черешен;

к наречию : Утро такое милое, ясное, но мне немножечко грустно.

Наречия не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются.

Пусть будет в жизни всё прекрасно!

Изящно, сладко, нежно, страстно!

Блестяще, ярко, фантастично,

Красиво, модно и практично.

Беспечно, вкусно, аппетитно,

Необычайно, колоритно,

Удачно, просто, безупречно,

И с удовольствием, конечно!

Слово наречие в древнерусском языке имело несколько значений, в том числе и «говорить». От слова речь образовались слова нарекать, речистый и наречие, которое буквально переводится с латинского advepbium – «приглаголие». Как видим, между наречием и глаголом самая тесная связь. Учёные подсчитали, что наречие на 70% примыкает к глаголу.

Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на пользу пригласить. (Пётр Чесноков)

82. Найдите наречия. Определите ихзначения.

1. Я наклонился к проталинке и стал внимательно осматривать этот первый клочок оттаявшей земли. 2. Он нисколько не страшный. 3. Машина взвилась кверху и исчезла. 4. Потом понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь. 5. Гаврила сгоряча велел поднять весь дом. 6. Всех его расспросов я передать не могу, да и незачем.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРЕЧИЙ

ОТЫМЁННЫЕ НАРЕЧИЯ ПРИМЕРЫ
Определительные(могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон):
качественные грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно
количественные много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно
образа и способа действия бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка
Обстоятельственные(чаще всего относятся к глаголу):
места вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку
времени вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас
причины сгоряча, сдуру, сослепу, поневоле, недаром
цели специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно
Местоимённые (как и местоимения, не называют признак, а только указывают на него; в отличие от местоимений, местоимённые наречия НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ):
указательные там, туда, оттуда, сюда, здесь, так, тогда, потому, поэтому, затем
определительные всегда, иногда, везде, всюду, повсюду
вопросительно-относительные как, где, куда, откуда, когда, почему, зачем, отчего
неопределённые как-то, как-нибудь, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь, кое-где, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, зачем-то, почему-то
отрицательные. никак, нигде, негде, ниоткуда, неоткуда, никуда, некуда, никогда, некогда, незачем
НЕ С НАРЕЧИЯМИ
слитно раздельно
1. не употребляется без не: небрежно, нелепо, неуклюже 1. имеется или подразумевается противопоставление с союзом а: Он говорил не громко, а шёпотом.
2. образует новое слово, к которому можно подобрать синоним: нетрудно догадаться = легко 2. если частица служит не для образования новых слов, а для отрицания: догадаться не трудно (нет большой трудности, но нет и легкости, простоты)
3. в отрицательных наречиях: негде, некогда 3. с наречиями не на -О (-Е): не втроем, не по-моему, не туда, не по-русски
4. в сравнительной степени: не лучше, не красивее
5. есть пояснительные слова с НИ: написано ничуть не интересно
6. есть пояснительные словавовсе, далеко, отнюдь, совсем (в значении "вовсе, отнюдь"): идти вовсе не обязательно

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разберих а,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная ,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже ,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха ,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ. (С. Бондаренко)

83. Напишите не слитно или раздельно.

1. (Не)заметно они стали (не)обходимыми для меня.

2. Было решено (не)медленно уезжать.

3. Путники (не)долго любовались этой картиной.

4. Тебе придётся (не)мало потрудиться.

5. Всюду (не)устанно трудились люди.

6. Аэродром находился (не)вдалеке.

7. Я его (не)сразу заметил.

8. Я их прождал (не)меньше часа.

9. Лошади бежали (не)спеша.

10. Здесь (не)глубоко, а мелко.

11. Он уехал на короткое время, (не)надолго.

12. Он уехал не на продолжительное время, (не)надолго.

14. Мне это сделать ничуть (не)трудно.

15. Говорить это вовсе (не) обязательно.

84. Составьте словосочетания или предложения со следующими словами:

Не ярко-неярко. Не долго-недолго.
Не ясно-неясно. Не хорошо-нехорошо.
Не разумно-неразумно. Не справедливо- несправедливо.

Тест. Вариант I

1.

1. Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.

2. Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.

3. Солнце грело (не)жарко, а ласково.

4. Знакомство его далеко (не)приятное.

5. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.

6. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.

7. Он понял задание (не)сразу.

8. Ученик выглядел (не)хуже всех.

9. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.

10. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.

Вариант II.

1. Заполните данную ниже таблицу.

1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.

3. День выдался (не)по-зимнему теплый.

4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.

5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.

6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.

7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.

8. Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.

9. Природа (не)слышно живет вокруг нас.

10. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.

Термин «деепричастие» появился в XVII веке и составлен из двух частей (дее + причастие). Это называющая в предложении второстепенное добавочное действие. По грамматическим признакам оно очень похоже на наречие, потому что не изменяется. деепричастий заключается в указании только оно не имеет.

Морфологический разбор деепричастия

1.Назовите часть речи, укажите общее грамматическое значение.

2. Перечислите морфологические признаки:

Укажите начальную форму (неопределенная форма глагола);

Возвратность;

Переходность;

Неизменяемость.

3. Определите, какую синтаксическую роль в предложении выполняет.

Обратите внимание!

Порой бывает сложно различить причастия и деепричастия. Чтобы с этим справиться, нужно понять, что причастие, деепричастие и глагол являются глагольными формами, а значит, связаны со значением действия. Различить их помогут, прежде всего, вопросы. Спрягаемые формы глагола отвечают на следующие: «что делаю?», «что сделаю?», «что делал?», «что сделал?», «что делаешь?», «что сделаешь?» и другие. К деепричастию может быть задан вопрос «что делая?» или «что сделав?», а также смысловой, синтаксический, помогающий определить его роль в предложении: «как?», «когда?», «почему?». Например: Топают, взявшись за руки, вокруг костра (топают как?). Закончив выполнять упражнение, ребята подняли руки (подняли когда?). Заболев, я пошел в больницу (пошел когда?).

К причастию можно задать вопрос «что делающий?», «что делавший?», «что сделавший?».

Также при различении и причастий, и деепричастий помогают суффиксы:

Деепричастие несовершенного вида образуется от основы глагола в настоящем времени несовершенного вида с помощью суффикса -а, (-я): читают - читая, живут - живя;

Образуется от основы инфинитива совершенного вида с помощью суффикса -в, -вши, -ши: сделать - сделав, сделавши, упасть - упав, упавши.

Кроме этого, выполняя морфологический разбор деепричастия, необходимо указать его (с постфиксом -ся, -сь) и невозвратное (безтакового).

Одиночные деепричастия иногда теряют признаки глагола и переходят в В таком случае бывшие деепричастия уже не обозначают добавочное действие (они не заменяются глагольными формами, не отвечают на вопросы «что сделав?», «что делая?»), а только обозначают признак действия и отвечают на вопрос «как?». Например: Ребята молча слушали меня (слушали как? - молча, это наречие, а не деепричастие).

Морфологический разбор выполняют обязательно в контексте, выписывая деепричастие вместе с глаголом, добавочное действие которого он означает.

Письменный морфологический разбор деепричастия

Пятак, звеня и подпрыгивая, покатился по дороге.

Звеня (покатился)

1. Звеня - деепр.

2. Покатился (как? что делая?) звеня. Н.ф. - звенеть.

3. (Как? что делая?) Звеня.

Подпрыгивая (покатился)

1. Подпрыгивая - деепр.

2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Н.ф. - подпрыгивать.

Морф. признаки: несов. в., невозвр., непер., неизм.

3. (Как? что делая?) Подпрыгивая.

Устный морфологический разбор деепричастия

Звеня (покатился)

1. Звеня - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

2. Покатился (как? что делая?) звеня. Начальная форма - звенеть.

Подпрыгивая (покатился)

1. Подпрыгивая - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Начальная форма - подпрыгивать.

Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, непереходный, неизменяемая глагольная форма.

3. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ.);
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

Дамы (кто?) - имя существительное;

  • начальная форма - дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) - имя существительное;

  • начальная форма - Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) - имя существительное;

  • начальная форма - ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) - имя существительное;

  • начальная форма - пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) - существительное;

  • начальная форма - пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных - сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу - второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола - инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма - инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим:Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;

  • начальная форма - прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Его нужно предостеречь.

Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

Что за правила?

Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) - глагол;

  • начальная форма - предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - знать;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) - слово глагол;

  • начальная форма - нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) - глагол;

  • начальная форма - войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Похожие публикации