Цель и задачи второй камчатской экспедиции. Великая Северная экспедиция Руководителем первой камчатской экспедиции был беринг

Руководителям Великой Северной экспедиции — Витусу Берингу и Алексею Чирикову было поручено выяснить, соединяется ли Азия с Америкой, исследовать морские пути на севере Тихого и в Ледовитом океане . После этого плавания на кар-тах появились Берингов пролив и Берингово море .

Отряды Север-ной экспедиции шли по маршрутам русских землепроход-цев, нанося на карту многочисленные заливы, бухты, полуостро-ва, отмечая устья рек, измеряя расстояния.

Отряд Беринга и Чирикова путешествовал на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел». В 1740 г. в Авачинской губе ими был основан Петропавлов-ский острог (ныне город Петропавловск-Камчатский).

Во время плавания Второй Камчатской экспеди-ции в 1741 г. суда Беринга и Чирикова в тумане потеряли друг друга и действовали самостоятельно. Витус Беринг на «Святом Петре» достиг юго-западной оконечности Аляски, нанёс на карту Алеутские и Командорские острова . На зимовку экипаж был вынужден остановиться на одном из островов. Жить приходилось в землянках. Не хватало продо-вольствия и пресной воды, путешественники болели цингой. Из команды в 75 человек в течение зимы умерли 30 моряков, в том числе и сам командор Витус Беринг. Уцелевшие члены команды сумели разобрать пострадав-ший от шторма «Святой Пётр», построить из его обломков небольшое суд-но и в августе 1742 г. вернуться на Камчатку.

Для работы на Камчатке в составе Второй Камчатской экспедиции находился студент Академии наук Степан Петрович Крашенинников (1711-1755) — путешественник и иссле-дователь полуострова Камчатка. Он возглавлял Академический отряд Великой Северной экспеди-ции.

Степан Крашенинников был гео-логом, географом, ботаником, зоологом, этнографом, лингвистом, историком. В 1756 году путешественник опубликовал двухтомное «Описание земли Камчатки» — замечательное на-учное и литературное произведение. Труд Крашенинникова был переведён на четыре европейских языка и стал образцом для многих авторов. Своего научного значения книга не потеряла и сегодня. Материал с сайта

В результате Великой Северной экспедиции было исследовано все се-верное побе-режье Азии (Карского моря, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря ) от Урала и устья реки Кары до устья Колымы, северо-западного побережья Америки, установлены точные очер-тания полуостровов Таймыр, Ямал, Камчатка, исследованы и описаны большие участки ниж-них течений многих крупных рек от Печоры до Колымы.

Самый северный мыс Евразии получил имя своего открывателя — мыс Челюскин на полуострове Таймыр . А лежащее к востоку от Таймыра море было названо именами ис-следователей — братьев Лаптевых .

Географическая экспедиция, совершенная русскими моряками во второй четверти XVIII века вдоль арктического побережья Сибири к Японии и Америке.

В экспедиции участвовали 9 морских и сухопутных отрядов, перед которыми были поставлены разные задачи: исследование арктического побережья Сибири, Курильских островов, составление подробных географических, этнографических и геологических описаний обширных территорий от оз. Байкал до побережья Тихого океана, а также разведка морских путей в Японию и Америку. Планированием экспедиции занимался датский мореплаватель В. Беринг. Его проект был одобрен Сенатом. Всего в экспедиции приняло участие несколько тысяч человек, из них 550 вошли в исследовательские отряды. Специально для плавания было построено несколько кораблей. Именно морская часть экспедиции получила наименование Великой Северной экспедиции, поскольку поставленные ей задачи были поистине грандиозны.

Целью отряда во главе с В.Берингом стал поиск пути в Северную Америку. Для этого летом 1740 г. было построено два пакетбота «Святой Петр» и «Святой Павел», первый из них возглавил сам капитан-командор, а второй - его многолетний помощник А.И. Чириков.

Трагическая гибель В.Беринга и удача А.И. Чирикова

По указанию В. Беринга к берегам Камчатки был отправлен корабль «Святой архангел Гавриил» во главе с И.Ф. Елагиным для подготовки базы. Елагин успешно справился с поставленной задачей: были построены склады и жилые помещения. Вскоре в Авачинскую бухту прибыли беринговские «Святой Петр» и «Святой Павел», из-за чего основанное поселение было названо Петропавловским острогом (впоследствии Петропавловск-Камчатский). Затем экспедиция достигла побережья Аляски, открыла часть Шумагинских и Алеутских островов. После зимовки последовало новое мореплавание двух кораблей, ставшее последним для В. Беринга. Из-за непогоды корабли потеряли друг друга. Страдавший от нехватки продовольствия экипаж во главе с Чириковым все-таки нашел путь назад и добрался до Камчатки. Тем временем «Святой Петр» Беринга достиг побережья Северной Америки, но вскоре попал в жесточайший шторм, продолжавшийся несколько недель, среди моряков вспыхнула цинга. Корабль получил тяжелые повреждения, но, в конце концов, ему удалось достигнуть берега, где В.Беринг так и не смог пережить зимовку, скончавшись в декабре 1741 г. (остров впоследствии получил его имя). Из 77 человек выжить удалось лишь 46. Из остатков корабля было построено небольшое судно, на котором лишь в августе 1742 г. морякам удалось достичь Петропавловского острога. В 1743 г. деятельность Второй Камчатский экспедиции была прекращена.

Другие путешественники и результаты отдельных экспедиций

Среди других участников экспедиции была целая плеяда выдающихся российских путешественников. Можно упомянуть естествоиспытателя С.П. Крашенниникова, зачисленного во 2-ой академический отряд. В 1733-1737 гг. он собирал ботанические, этнографические и др. материалы в Сибири, затем отправился к берегам Камчатки, где его судно потерпело кораблекрушение. До 1741 г. исследовал Камчатку самым подробным образом, став во многом первооткрывателем края.

В экспедиции также приняли участие полярные мореплаватели братья Д.Я. и Х.П. Лаптевы, исследовавшие побережье Северного Ледовитого океана. В честь признания заслуг братьев их именем было названо море. Под началом Х.П. Лаптева также служил С.И. Челюскин, описавший северо-западное побережье Таймырского полуострова, выявив при этом его северную часть, позднее получившую его имя (мыс Челюскина).

В результате деятельности Второй Камчатской экспедиции впервые была произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, Камчатки, открыты и нанесены на карту Южные Курильские и частично Алеутские острова, доказано отсутствие наличия каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой и подтверждено существование пролива между Азией и Америкой. Был собран серьезный научный материал по этнографии, геологии, серьезно уточнены географические карты региона.

К сожалению, из-за пожара в Тобольске в 1787 г. пострадали многие материалы, полученные во время экспедиции, но в настоящее время продолжаются исследования, посвященные ей.

Великая Северная экспедиция была осуществлена русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии в 1733—1743 годах. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов, за каждым из которых был закреплен свой участок. Витусу Берингу было поручено возглавить Великую Северную экспедицию. В его задачи входила не только координация работы всей экспедиции, но и непосредственное руководство одним из ее отрядов. Помощником Беринга вновь, как и в Первой Камчатской экспедиции, был назначен Алексей Чириков. Беринг и Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья.

Все необходимое снаряжение и продовольствие для экспедиции было подготовлено к лету 1740 года. Тогда же в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева была закончена постройка двух судов. 8 сентября 1740 года пакетботы «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел» под командованием Чирикова вышли из Охотска. Суда прошли между южной оконечностью Камчатки, называемой мыс Лопатка, и самым северным из Курильских островов. Пройдя 26 сентября пролив, они продолжали идти курсом на северо-запад по направлению к Авачинской бухте. 27 сентября пакетботы подошли к Авачинской бухте, однако тут им встретился густой туман и штормовая погода, так что они были вынуждены снова выйти в море. Наконец 6 октября 1740 года участникам экспедиции удалось войти в Авачинскую бухту и в тот же день стать на место зимовки, которое они назвали Петропавловским портом, поскольку оба судна, носившие имена святых Петра и Павла, были первыми кораблями, которые воспользовались этой гаванью. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

В течение всей зимы между офицерами шли рассуждения о дальнейшем маршруте. Был созван совет из всех офицеров и штурманов, на который, согласно инструкции, был приглашен прикомандированный к экспедиции профессор астрономии Делакройер, француз по происхождению. Мнения участников совета разделились: были предложения плыть на северо-восток, на восток, а Делакройер предложил плыть на юго-восток, где, по его мнению, должна была находиться так называемая земля Хуана де Гама. После обсуждения было принято решение исследовать эту землю, а затем продолжить путь к берегам Америки.

2 Мыс св. Илии

Утром 4 июня 1741 года «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Авачинской бухты. Участники экспедиции рассчитывали уложиться в такие сроки, чтобы к концу сентября снова вернуться сюда же.

Достигнув 47° с. ш., где должна была находиться мифическая земля, участники плавания пришли к выводу о том, что ее не существует, а время и силы экспедиции были потрачены напрасно. Суда повернули на север. Условия плавания были сложными, мешали штормы и густые туманы. Чтобы не потеряться в тумане, на кораблях стреляли из пушек или били в колокол. 19 июня ни выстрелы, ни удары колокола не помогли — суда разлучились. В течение трех дней Беринг и Чириков тщетно пытались найти друг друга, после чего Беринг отдал приказ двигаться на север, а Чириков взял курс на северо-восток.

Около четырех недель «Святой Петр» продолжал плавание к западным берегам Америки. В первой половине июля по курсу судна стали видны неясные очертания земли — корабль шел вдоль Алеутских островов. 16 июля 1741 года участники экспедиции наконец увидели берег с высокими горными хребтами, покрытыми снегом. Это была долгожданная Америка.

«Мы поплыли дальше, стремясь подойти ближе к берегу, но из-за небольшой силы и переменчивости направления ветра не могли достигнуть его ранее, чем 20 июля, когда вечером в 6 часов бросили якорь на глубине двадцати двух сажен на мягком глинистом грунте вблизи довольно большого острова, расположенного неподалеку от материка. В 8 часов вечера мы послали к берегу шлюпку с заданием — разыскать пресную воду и нашу большую лодку с флот-мастером, ныне капитаном, Софроном Хитрово, чтобы подробнее разведать бухту и побережье и выяснить, не найдется ли более удобного рейда или гавани. Лодка скоро вернулась к кораблю, и Хитрово доложил, что в проходе между несколькими островами, расположенными в недалеком расстоянии, имеется хороший рейд, в котором можно укрыться от ветров почти всех направлений», — писал участник экспедиции Свен Ваксель. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на американский берег.

Хитрово рассказал участникам экспедиции, что на одном из островов он обнаружил несколько небольших построек. Он отметил, что местные жители, очевидно, имеют топоры и ножи, так как их постройки обшиты гладкими досками и украшены резьбой. Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера в сопровождении казака Лепехина. Стеллер провел на берегу 10 часов, за это время он осмотрел жилища индейцев, составил описание около 160 видов местных растений, а также описание некоторых представителей фауны (тюленей, китов, акул, морских бобров, лисиц, нескольких видов птиц, в том числе хохлатую сойку, впоследствии названную его именем).

Участники экспедиции пополнили запасы пресной воды, и 21 июля в 6 часов утра отошли от этого места. На карте они пометили название этого места «мыс св. Илии», так как оно представляло собой длинную выступающую полосу земли, а по календарю день, в который они прибыли к этому месту, был обозначен днем св. Илии. Позднее, уже в 19 веке, остров получил название Каяк.

3 Острова Шумагина

Экспедиция продолжила путь, двигаясь на запад. К концу августа участники экспедиции стали сильно хворать цингой. Запас пресной воды понемногу приходил к концу, и было решено снова поискать землю. 29 августа экипаж «Святого Петра» увидел землю с севера, а 30 августа бросил якорь между несколькими островами. Острова обозначили Шумагинскими, так как там был похоронен первый умерший член команды, под фамилией Шумагин.

Не смотря на плохое качество воды, было принято решение запастись ей в максимальных количествах. На это ушел целый день. Ночью участники экспедиции заметили огонь на берегу соседнего небольшого острова. На следующий день была подготовлена шлюпка, и шесть человек, включая переводчика, отправились на остров. Они отплыли от судна утром и благополучно достигли острова, там они нашли костер, в котором еще не погас огонь, но люди уже исчезли.


Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя)

После исследования острова экипаж снова вышел в море, однако вынужден был вернуться, так как разыгрался юго-западный шторм, сопровождавшийся сильным ливнем. 5 сентября они снова пытались выйти в открытое море, но из-за сильного юго-западного ветра вынуждены были снова повернуть обратно. Однако эти промедления позволили участникам экспедиции все-таки познакомиться с местными жителями. С одного из близлежащих островов они услышали голоса и крики людей и увидели разведенный там костер. Вскоре показались две небольших байдарки, сделанные из тюленьих шкур. В каждой байдарке сидело по одному человеку. Они подплыли к «Святому Петру» и жестами приглашали выйти к ним на берег. На берег были посланы трое членов экипажа. Так произошла первая встреча с местными жителями — алеутами.

4 Остров Беринга

Обратный путь был тяжелым. Туманы и штормы затрудняли движение судна. Заканчивались вода и провиант. Цинга изводила людей. «Святой Петр» дрейфовал по морю до 4 ноября, когда в 8 часов утра экипаж корабля увидели землю — высокие горы, покрытые снегом. Приблизился к земле корабль уже с наступлением темноты. К вечеру начал усиливаться ветер. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Судно было сильно повреждено, но сумело встать на якорь.

6 ноября экипаж судна начал высаживаться на берег. В течение почти двух недель более здоровые участники экспедиции переправляли на берег больных товарищей. Беринга на носилках перенесли в специально подготовленную для него землянку. Во время высадки умерло девять человек. 28 ноября стоявший на якоре пакетбот штормом был выброшен на берег. Этому происшествию моряки не придали большого значения, так как были уверены, что находятся на Камчатке и смогут установить связь с местными жителями. Однако отправленные Берингом на разведку участники экспедиции, поднявшись на гору, установили, что место их высадки — необитаемый остров. Земля вся была покрыта снегом, с гор вытекала небольшая речка с отличной пресной водой, на берегу не росло никакого леса. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом.

Капитан Витус Беринг скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров будет назван в его честь. Оставшихся в живых моряков возглавил Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. На острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека. Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». Среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.


Смерть Витуса Беринга

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.

«Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля 1741 года достиг земли близ берегов Америки в районе 55° 11" с. ш. и 133° 57" з. д. Не найдя подходящего места для стоянки судна, экспедиция продолжила путь и 17 июля остановилась на широте 57° 50". На берег была отправлена шлюпка с десятью матросами для разведки окрестностей и отыскания места для стоянки. В течение нескольких дней на судне ожидали возвращения группы, а затем на их поиски решено было отправить боцмана с матросом и двумя плотниками. Эта группа также не вернулась обратно. Пройдя вдоль берегов Америки около 400 верст, 26 июля Чириков принял решение отправиться в обратный путь. На судне разыгралась цинга, и к концу сентября среди экипажа не было ни одного здорового человека. Моряки умирали один за одним. Был болен и Чириков, а с 20 сентября он уже не мог выйти из каюты. Управление судном перешло к штурману Елагину. Утром 6 октября штурман наконец заметил вдали берег Камчатки, а 9 октября корабль встал на якорь в Авачинском заливе.

Перезимовав в Авачинской губе и оправившись от болезни, в начале лета 1742 года Чириков с оставшимися в живых членами экипажа «Святого Павла» вновь отправился в плавание к берегам Америки. Экспедиции удалось дойти до западного острова Алеутской гряды (острова Атту), но сильные ветры и туман не позволили продолжить плавание. На обратном пути пакетбот прошел на расстоянии видимости мимо острова, на котором находились моряки с потерпевшего крушение «Святого Петра». 1 июля 1742 года Чириков вернулся на Камчатку, откуда участники экспедиции направились в Охотск.

Из школьных учебников известно, что в 1725 году по распоряжению Петра I из Санкт-Петербурга в сторону Камчатки отправилась экспедиция Витуса Беринга. Ее заявленной задачей было уточнение данных географических карт и проверка существования пролива между Азией и Северной Америкой. Однако, как утверждают современные историки, истинная цель плавания была совсем иной.

Плацдарм для нападения на Америку

Согласно архивным историческим документам, морской поход был организован для изучения возможности захвата земель Северной Америки русской короной. В этом случае опорной базой российских войск должна была стать Камчатка, к берегам которой и был направлен Беринг. Тем не менее официальная задача экспедиции также должна была быть выполнена. Когда корабли достигли побережья полуострова, перед Берингом встал вопрос, как поступить дальше. Можно было продолжить плавание и при полном снаряжении обогнуть Камчатку, достигнув пролива, разделяющего Евразию и Северную Америку. Но был и второй вариант. Чтобы лишний раз не подвергать офицеров и солдат риску плавания по неспокойным северным морям, а также дать им почувствовать твердую землю под ногами, Беринг предложил военным членам экспедиции пересечь Камчатку пешком. Тогда корабли подобрали бы их на другой стороне полуострова. Параллельно солдаты и офицеры должны были разведать наиболее удобные места для возведения крепостей, если Россия начнет военную экспансию на территорию Северной Америки.

Второй вариант был признан лучшим, и основная часть людей сошла на сушу. Но тащить на себе снаряжение и оружие было делом нелегким. Решили привлечь местных жителей - камчадалов из племени народа ительменов. Они уже тридцать лет как были покорены казаками и отлично подходили на роль носильщиков. Вот только, как заставить их помогать бесплатно, было большим вопросом.

Дело в том, что туземцы аккуратно платили налог в царскую казну в виде шкурок зверей. Продажа шкур из России в Европу была крайне выгодной, поэтому от ительменов больше ничего не требовали. Тем не менее верховенство белых людей им не нравилась. А тут еще как снег на голову свалился Беринг, пожелавший, чтобы его команду бесплатно, в интересах царя, проводили через весь полуостров. Плюс все это происходило в разгар сезона охоты, и ительмены опасались, что если они упустят время, то им нечем будет потом платить налог, а это приведет к карательным мерам со стороны местных казаков.

Первая камчатская война

Хитрый датчанин Беринг решил проблему обманным путем. Он пообещал тем, кто посодействует в перевозке людей и грузов, освобождение от царского налога шкурами на три года! Как тут устоять. Аборигены согласились. Они и не подозревали, что Беринг, не обладая подобными полномочиями, просто солгал им. Когда афера вскрылась, корабли мореплавателя были уже далеко.

Однако ительмены не стерпели подлости и поднялись на войну против царской администрации, представленной казаками. В истории эти события сохранились под названием «Первая камчатская война». Сначала были захвачены остроги казаков. Затем ночью ительмены вырезали весь гарнизон крепости «Нижнекамчатск», главного фортификационного сооружения русских на Камчатке. Спастись удалось лишь трем казакам, которые подняли тревогу, правда, в тот момент было уже поздно. Полуостров вернулся под власть местных племен.

В этот момент по иронии судьбы обратно в Санкт-Петербург из Северной Америки возвращался один из кораблей Беринга - бриг «Гавриил» - с солдатами и офицерами на борту. Вооруженные моряки, узнав о восстании камчадалов, сняли корабельные пушки, сошли на берег и, осадив Нижнекамчатск, спустя двое суток взяли его. Мятеж был подавлен. Война выживших казаков и моряков с местными племенами приняла особенно ожесточенный характер. Обе стороны воевали предельно жестоко, пленных не брали. Победили казаки, к 1732 году во второй раз полностью захватив Камчатку.

В 1725 г. из Петербурга отправилась Первая Камчатская экс-педиция . Начальником экспедиции Петр I назначил Витуса Берин-га, моряка родом из Дании, 20 лет состоявшего на русской службе. В результате экспедиции В. Беринга были созданы первые точные карты азиатского побережья моря, позднее названного Беринго-вым, а также всего северного побережья России от Архангельска до Чукотки.

За три недели до своей смерти — 6 января 1725 г. — Петр I собст-венноручно написал инструкцию, в которой предписывалось В. Бе-рингу построить на Камчатке суда, чтобы отправиться на север ис-кать, где «Азия сошлась с Америкой».

Выехав из Петербурга 5 февраля 1725 г., Беринг только в марте 1728 г. прибыл в Нижнекамчатск. Здесь было построено судно «Св. Гавриил», на котором Беринг 13 июля вышел из устья реки Камчатки в море. Его помощником в этом плавании был лейтенант Алексей Чириков. 10 августа они открыли остров Св. Лаврентия, затем вошли в пролив, называемый теперь Беринговым, а 15 авгу-ста достигли 67° 18" с. ш. и, не видя к северу земли, повернули об-ратно. Американского берега пролива Беринг тогда не увидел. В марте 1730 г. он представил карту исследованных территорий.

В Петербурге Беринг подал проект новой экспедиции, имевшей цель разведать берега Америки. Проект был одобрен. Вторая камчатская экс-педиция (чаще называемая Великой Северной экспедицией ) Беринга была грандиозным мероприятием. В ее состав входило более 500 человек.

Суда «Св. Петр» под командой Беринга и «Св. Павел» под коман-дой Чирикова 4 июня 1741 г. вышли из Петропавловской гавани. 16 июля со «Св. Петра» Беринг увидел снеговые хребты Аляски и первым из европейцев исследовал эти места. Он подробно описал их природу и население. 21 июля Беринг отправился в обратный путь, во время которого был открыт целый ряд островов. Смельча-ков преследовали штормы, на одном из островов моряки «Св. Пет-ра» решили зазимовать. Беринг умер от цинги 8 декабря 1741 г., а «Св. Павлу» удалось благополучно вернуться на Камчатку.

Экспедиции В. Беринга и А. Чирикова по праву считаются подви-гом. Во время нее были открыты Алеутские и многие другие более мелкие острова, проведена географическая съемка Охотского моря, Камчатки, Курильских островов и части Японии. Материал с сайта

На этой странице материал по темам:

Похожие публикации